Творческий портрет Маквалы Касрашвили →
Маквала Филимоновна Касрашвили (род. 13 марта 1942) — советская, грузинская и российская оперная певица. Лирико-драматическое сопрано, исполняет также партии высокого меццо-сопрано. С 1966 года — солистка Большого театра. Народная артистка СССР (1986). Лауреат Государственной премии РФ (1997) и Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили (1983).
Детство будущей артистки пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы, положение усугублялось тем, что мать растила Маквалу и ее брата одна, без отца. Семья не имела отношения к искусству, но мать прекрасно пела, девочка услышала от нее немало грузинских песен. Но этим музыкальные впечатления детства не ограничивались: Маквала с удовольствием слушала по радио оперных певцов, по слуху запоминала арии и пела их, не понимая ни слова. В мечтах она видела себя оперной певицей. В двенадцатилетнем возрасте после успешного выступления на концерте самодеятельности в пионерском лагере девочка заявила матери, что желает учиться пению.
С четырнадцати лет Маквала обучалась на вокальном отделении музыкального училища родного города Кутаиси. Казалось, что девушке с поставленным от природы голосом все дается легко, но эта обманчивая легкость ее подвела: неумелое подражание оперным певцам испортило голос, и Маквала не смогла поступить в Тбилисскую консерваторию. С большим трудом ее приняли на подготовительный курс. Ее наставницей стала знаменитая артистка Большого театра Вера Давыдова, преподававшая в то время в Тбилиси, которая не сразу согласилась взять «безголосую» ученицу.
В учении Маквала была очень усердна – ловила каждое слово педагога, присутствовала на занятиях Давыдовой с другими студентами и по-прежнему подражала знаменитым певцам, в частности, Ренате Тебальди. Однажды при исполнении арии из «Мадам Баттерфляй» – «с голоса» великой итальянской певицы – наставница с удивлением констатировала: студентка, которая казалась ей безнадежной, «запела». С этого времени Маквале Касрашвили сопутствовал успех. О студенческом спектакле «Орфей и Эвридика» с ее участием писало такое авторитетное издание, как «Советская музыка», молодая певица победила на Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей. Маквала рассчитывала стать артисткой Тбилисского оперного театра, но за полгода до завершения учебы в дело вмешался счастливый случай: Вера Давыдова пригласила на студенческий концерт своих коллег из Большого театра, прибывших в Тбилиси – и Касрашвили получила приглашение на прослушивание в главный театр страны. Исполнив на прослушивании монолог Чио-чио-сан и арию Тоски, она в страшном волнении ожидала решения своей судьбы – и через час ей сообщили, что она принята.
Первыми партиями Касрашвили стали Прилепа в «Пиковой даме» и Микаэла в «Кармен» (Владимир Атлантов считал ее одной из лучших исполнительниц этой партии, особенно удавалась ей сцена в горах). Исполнение третьей партии – Графини в «Свадьбе Фигаро» – высоко оценила Галина Вишневская, отметив не только ровный во всех регистрах голос, но и высокую степень профессионализма. В Большом театре певица исполнила более трех десятков партий, среди которых и русская оперная классика (Ольга в «Псковитянке», Донна Анна в «Каменном госте», Феврония, Татьяна, Иоланта), и зарубежные оперы (Маргарита в «Фаусте», Аида, Дездемона), и музыка ХХ столетия (Любка в «Семене Котко», Наташа Ростова). Касрашвили была первой исполнительницей роли Тамар в «Похищении луны» Тактакишвили. Особенно много партий подготовила она в сотрудничестве с Борисом Покровским, который, по словам певицы, ее «воспитал как актрису».
Успех сопутствовал артистке не только в родной стране. Ее первым зарубежным триумфом стало выступление в «Метрополитен-опера» в роли Татьяны в 1975 г., когда Большой театр гастролировал в США. Касрашвили пела во втором спектакле, а рецензии, как правило, пишутся на первый, но в данном случае было сделано исключение – столь сильным оказалось впечатление, произведенное певицей. Спустя четыре года, по приглашению дирекции театра артистка вновь пела Татьяну в Нью-Йорке. Ее приглашают и на следующий сезон, и она становится одной из последних советских артистов, выступивших в США: в дело вмешалась политика – началась война в Афганистане… Певице предлагали остаться в США, но она не представляла себе жизни без Большого театра. По возвращении в СССР она поняла, что о гастролях в США придется забыть, но потом были выступления в других странах. В Лондоне Касрашвили пела Донну Анну в «Дон-Жуане» и Виттелию в «Милосердии Тита», в Мюнхене – Дездемону, в Вероне и Вене – Аиду, в Варшаве – Тоску.
Концертный репертуар певицы не менее широк, чем оперный. В него входят творения Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича. Она принимала участие в исполнении «Военного реквиема» Бриттена, Симфонии № 14 Шостаковича, вердиевского Реквиема. Примечательно, что все романсы Чайковского Касрашвили исполняет в оригинальных тональностях – ее уникальный диапазон, простирающийся от соль малой октавы до ре третьей, позволяет это делать.
В 2002-2014 гг. Маквала Касрашвили занимала пост управляющего творческими коллективами оперной труппы Большого театра, а с 2014 г. является помощником музыкального руководителя. Участвует в качестве члена жюри в ряде международных вокальных конкурсов (им. Н. А. Римского-Корсакова, Е. Образцовой и др.). С 2013 года преподаёт в Центре оперного пения Галины Вишневской.
Дискография:
• 1976 — Арии из опер, дирижёр М. Ф. Эрмлер, фирма «Мелодия» (серия «200 лет Большому театру»)
• 1977 — «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, дирижёр М. Ф. Эрмлер — Франческа, фирма «Мелодия»
• 1983 — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр Е. Ф. Светланов — Феврония, фирма «Мелодия»
• 1984 — 14-я симфония Д. Д. Шостаковича, дирижёр Г. Н. Рождественский, фирма «Мелодия»
• 1987 — «Игрок» С. С. Прокофьева, дирижёр А. Н. Лазарев — Полина, фирма «Мелодия»
• 1989 — «Млада» Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр А. Н. Лазарев — Войслава (спектакль Большого театра, VHS)
• 1991 — Романсы П. И. Чайковского, партия фортепиано Л. А. Могилевской, фирма «Мелодия»
• 2002 — Симфонии. С. Прокофьев, К. Дебюсси…(Четырнадцатая симфония Д. Шостаковича), дирижёры А. Лазарев/ А. Зедда, EMI Classics
• Шесть дуэтов П. И. Чайковского, М. Касрашвили с И. Архиповой (меццо-сопрано), партия фортепиано Н. Разсудова, фирма «Мелодия»
• «Сатиры» на стихи С. Чёрного, Д. Шостаковича, фирма «Мелодия»