Yevgenia Biber
Заслуженная артистка РСФСР (1940). Окончила Петроградское театральное училище в 1909 (ученица К. Куличевской) и принята в Мариинский театр; с 1916 первая танцовщица. В 1910-13 участвовала в «Русских сезонах». Солистка Мариинского театра до 1954.
Первая исполнительница партий: Пипита («Андалузиана»), Спекулянтка («Красный вихрь»), Екатерина II («Крепостная балерина»), Мать («Тарас Бульба», балетм. Ф. Лопухов), Мать Андрея («Партизанские дни»), Кормилица («Ромео и Джульетта»), Мачеха («Золушка»); др. партии (с 1917): Киарина («Карнавал»), Солистка («Арагонская хота»), Жена («Исламей»), Вакханка («Времена года»). Мерседес, Уличная танцовщица («Дон Кихот»), Царевна («Жар-птица»), Золушка, Королева («Спящая красавица»), госпожа Штальбаум («Щелкупчпк»), Графиня («Лебединое озеро»), Клеопатра («Египетские почи»), Мария-Антуанетта («Пламя Парижа»), Батильда, Берта («Жизель»), Прасковья Григорьевна («Родные поля»), Мать («Татьяна»), Мать Батыра («Шурале»), Шушаник («Гаянэ»), Сваха («Весенняя сказка»), Мать Параши («Медный всадник»); характерные танцы: русский («Фея кукол»), мазурка, сарацинский, панадерос («Раймонда»), восточный, украинский, рапсодия («Конек-Горбунок»), форбан («Корсар») и др.
В 1932-36, 1952-70 преподавала в ЛХУ пантомиму и актерское мастерство. Бибер была незаурядной характерной танцовщицей старой школы, которая, помимо танцевального мастерства, славилась умением держаться на сцене, носить костюм, уверенно пользоваться в танце аксессуарами (веером, мантильей и т. п.). Отличительная черта ее творчества — артистизм. Ее любимыми были столь разные партии, как Киарина, Мерседес, Уличная танцовщица. С конца 20-х гг. Бибер постепенно переходила к исполнению мимических ролей. И в этом амплуа ее мастерство было разнообразным и реалистически ярким. Большой ее удачей явилось создание образа грубоватой, но колоритной кормилицы в «Ромео и Джульетте».
Сочинения: От характерного танца к пантомиме.— Библиотека Ленингр. ВТО (рукопись).
Литература: Красовская В. Е. Э. Бибер.— В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л., 1972, т. 2; Сорок лет служения балету.— Ленинградские театры, 1955, № 7.
А. Деген, И. Ступников