Тихон Хренников. Пять песен на стихи Роберта Бёрнса

Композитор
Год создания
1944
Жанр
Страна
СССР
Тихон Николаевич Хренников, 1957 год

5 песен на стихи Роберта Бёрнса в переводе С. Я. Маршака — сочинение Тихона Николаевича Хренникова (1944).

Внимание Тихона Хренникова к сфере камерно-вокальной музыки не ослабевало в военные годы, когда было написано много романсов и вокальных циклов на слова современных и классических поэтов. В это время вышли в свет стихотворения Р. Бёрнса в прекрасных переводах С. Маршака. Они сразу привлекли внимание многих композиторов, причем нередко разные авторы писали музыку к одним и тем же стихотворениям, что свидетельствовало о притягательной силе и музыкальности строк шотландского поэта. К его стихотворениям обратился и Хренников, нашедший свой путь музыкального воплощения поэтического слова Бёрнса.

Мы выделили бы в его цикле «Застольную» («Забыть ли старую любовь»). Оживленный ритмический рисунок ее благородной, красивой музыки подчеркнут простым по фактуре аккомпанементом, колорированным отдельными гармоническими штрихами. Стихи распеты в плавно развивающейся мелодии, отмеченной характерностью музыкального почерка композитора, которому оказалась столь близкой задушевность поэзии Бёрнса.

Очень хороши два последних романса цикла. Вдохновившись широко известным стихотворением «Ты меня оставил, Джеми», композитор написал не песню, как это делали другие обращавшиеся к нему авторы, а скорее лирический монолог. На фоне тонического органного пункта звучит грустно-задумчивая мелодия, оживленная хроматическими звуками. Она охватывает большой диапазон, идет на фоне мерных аккордов, создавая образ, быть может, несколько изысканный, но впечатляющий своей открытой эмоциональностью.

Необычно и построение: после первого куплета следует темпераментный фортепианный ритурнель, затем идет второй куплет (с несколько измененной мелодией), оттененный полнозвучным фортепианным сопровождением, в котором утверждается спокойное, чуть колышущееся движение. Песня строго выдержана в едином настроении, являя пример вдумчивого проникновения в поэтический текст, который воплощен в типичной для композитора манере лирического высказывания.

В последнем романсе цикла — «В полях под снегом и дождем» — верно найден спокойно-раздумчивый, печальный тон строгой, почти сплошь диатонической мелодии. Важная роль поручена фортепианному сопровождению, дополняющему вокальный образ новыми выразительными штрихами. Бурно романтический характер музыки фортепианной партии подчеркивает балладность этой пьесы. Таково яркое заключение вокального цикла, привлекающего оригинальностью композиторского восприятия и воплощения поэзии Бёрнса.

Вокальный цикл Хренникова имел успех не только благодаря тонкому претворению поэзии Бёрнса, но и в силу растущей потребности в лирике, вызвавшей появление многих произведений, отмеченных некоторыми общими чертами. В рамках этой тенденции композитор нашел возможность высказаться по-своему, с присущей ему искренностью и задушевностью, так естественно слившимися с внутренней сущностью стихотворений Бёрнса. Это и определило художественное значение цикла.

И. И. Мартынов, 1987 г.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама