Творчество американского композитора Чарльза Айвза почти не было известно публике при его жизни. Среди немногих его сочинений, которые он решился явить миру – «114 песен». В этот сборник, изданный в 1922 г. (за пять лет до того, как Айвз отошел от композиторской деятельности), включены вокальные миниатюры, между которыми крайне сложно усмотреть нечто общее – они написаны в разные годы, в основу их положены стихи разных поэтов, они раскрывают множество разнообразных тематических сфер и различаются по жанровой основе. Лишь одну общую черту можно усмотреть у песен, включенных в сборник – в них воплощены истоки музыкального языка композитора, не столько «переплавленные» в горниле смелых «экспериментов» (как в инструментальных сочинениях), сколько представленные почти в первозданном виде.
Тематика песен разнообразна – это и атмосфера молитвенных собраний американских протестантов («Четыре песни, основанные на мелодиях гимнов»), и события Первой мировой война («Три военные песни»), и городской фольклор («Пять уличных песен», «Восемь сентиментальных баллад»), музыкальная культура европейских стран («Четыре немецкие песни», «Четыре французские песни»). Весьма интересно авторское предисловие к сборнику, в котором композитор говорит о единстве музыки и реальности, о неразрывной связи духовности и повседневности и о глубоком смысле, который заключает в себе обыденность: «Придет день, когда каждый человек, выкапывая картофель, будет дышать своим Эпосом, своими собственными симфониями». Композитор говорит о человеческой душе, «наполненной прахом смертных и пылью ковров» – и в этом прахе прошлого он черпает вдохновение. В вокальной лирике Чарльза Айвза есть нечто ностальгическое – и это связано с его «взглядом в прошлое».
В песнях Айвза преобладает лирическая сфера. Многие из них имеют традиционные формы, сформировавшиеся в русле европейской камерно-вокальной музыки, не случайно Айвз часто обращался к стихам, которые уже были использованы европейскими композиторами-романтиками – например, в песне «В летних полях» использовано то же стихотворение Германа Людвига Альмерса, что и в одноименном произведении Иоганнеса Брамса, да и в музыке лирических песен Айвза можно усмотреть нечто общее со стилем Брамса. «Элегия» написана на тот же текст, что и одноименный знаменитый романс Жюля Массне. В русле традиций позднего романтизма созданы песни «Мираж» на стихи Кристины Россетти, «Цветок лотоса» на стихи Генриха Гейне, «Два цветика» (на стихи Хармони Айвз – супруги композитора).
Другая сфера вокальной музыки Чарльза Айвза – не менее близкая композитору – связана с популярной бытовой музыкой Америки. Один из интонационных истоков этих песен – протестантские религиозные гимны. В вокальных миниатюрах встречается и прямое цитирование известных мелодий такого рода, и воспроизведение характерных признаков их музыкального склада, и такие песни стали идеальным выражением той идеи сочетания обыденного и возвышенного, которую декларировал композитор в предисловии к сборнику. Такова, например, песня «Врожденное», в которой цитируется гимн «Нетлтон» («Напевы эти живут в каждой душе»). Цитата из этого гимна присутствует и в другой песне – «О том, что любили наши отцы и, главное, о свободе» – наряду с другими гимнами: «Дикси» и «Все сильней благодать». Их видоизмененные мотивы органично вплетаются в авторскую тему. Примечательно, что мелодии «Песен, основанных на мелодиях гимнов», присутствуют в других произведениях Чарльза Айвза («Часовой» и «У реки» – соответственно во Второй и Четвертой скрипичных сонатах, «Встреча под небом» – в заключительной части Третьей симфонии) – настолько близки и дороги они были композитору.
Весьма интересна песня «Воспоминания», написанная Айвзом на собственный текст. Это небольшая сценка, представляющая посещение театра. Первый раздел живописует возбуждение публики, с нетерпением ожидающей открытия занавеса, с улицы доносится известная песня «Старая красная шаль», напоминающая о прошлом. Но вот начинается спектакль – и вся суета уходит, уступая место возвышенным чувствам, выраженным в простой, но проникновенной мелодии.
Особое место занимает среди «114 песен» «Медленный марш». Завершая сборник, эта песня является не просто самым ранним среди включенных в него сочинений, но и самым ранним из известных произведений Айвза вообще – композитор создал «Медленный марш» в 1888 г., когда ему было всего четырнадцать лет. В музыкальную ткань пьесы – предельно простую – вплетается цитата из оратории Георга Фридриха Генделя «Саул», предвосхищая технику музыкального коллажа.
«114 песен» – это своеобразная «энциклопедия» истоков творчества Чарльза Айвза, без которой трудно постичь в полной мере другие произведения композитора.