String Quartet No. 8 (E-dur), Op. 80, B. 57
В 1875 г. Антонин Дворжак создал свое пятое сценическое произведение – оперу «Ванда», основанную на польской легенде. Музыка Дворжака – при всех ее достоинствах – не могла в полной мере преодолеть несовершенства либретто, и все же опера сыграла определенную роль в становлении национального чешского искусства.
Отдохнув немного после премьеры, состоявшейся в апреле 1876 г., композитор вновь принялся за работу – в тот год родилось немало произведений Антонина Дворжака: соль-минорное Фортепианное трио, два фортепианных менуэта, четыре произведения для смешанного хора на стихи Адольфа Гейдука и народные моравские тексты. Одним из сочинений, которые создал тогда композитор, был Струнный квартет № 8 ми мажор. Дворжак работал над ним в конце января – начале февраля 1876 г., и сочинение продвигалось прямо-таки с фантастической быстротой: написание этого Струнного квартета заняло всего четырнадцать дней.
В период создания ми-мажорного Струнного квартета композитором владели меланхолические чувства. Вскоре после его написания он приступил к работе над одним из наиболее трагических своих произведений – Stabat mater. Эти настроения были воплощены в произведении. Хотя основная тональность Квартета мажорная, его образный строй в целом печален и даже мрачен, а в тональном плане и ладовом колорите в большей степени наблюдается тяготение к минору, и даже когда устанавливается мажор, он не кажется ни радостным, ни светлым.
Первая часть – Allegro – и четвертая – Allegro con brio – написаны в традиционной сонатной форме. Их отличает предельная уравновешенность и совершенство формы, отточенность деталей в развитии тематического материала. Примечательно, что заключительная часть начинается не в основной тональности, а в весьма далеком от нее соль-диез миноре (подобная тональная «двойственность» финалов имела место и в иных циклических сочинениях, создававшихся незадолго до Восьмого струнного квартета – в Фортепианном трио Op. 21, в Симфонии № 5).
Вторая часть – Andante con moto – имеет отчетливо выраженный славянский колорит. Ее характер предвосхищает фортепианные пьесы Дворжака, названные Думками (таким термином польские и западноукраинские исследователи фольклора обозначали лирические песни о крестьянской тяжкой доле или несчастной любви), но, в отличие от них, во второй части Квартета нет контрастного среднего раздела.
Третья часть – Allegro scherzando – трехчастное скерцо с оттенком вальсовости, но в среднем разделе возникает тема с резкими ритмическими акцентами.
Завершив Струнный квартет № 8 ми мажор в начале февраля 1876 г., Антонин Дворжак присвоил ему Op. 27. Однако по каким-то причинам композитор в то время не стал ни издавать новое камерно-инструментальное сочинение, ни добиваться его исполнения. Прошло двенадцать лет, прежде чем Дворжак представил его издателю Зимроку, и только тогда Квартет был опубликован – уже под другим опусом (Op. 80). Тогда же – в 1888 г. – произведение было впервые представлено публике, исполнение его состоялось в Гамбурге.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →