String Quartet No. 5 (d-moll), Op. 70
Струнный квартет No. 5 ре минор, Op. 70 (1898)
По глубине и интенсивности лирического переживания в сочетании со строгостью и напряженностью мысли к лучшим из квартетов Глазунова принадлежит Пятый, написанный в 1898 году. Композитор достигает в нем внутренней цельности и единства, не прибегая к непосредственным тематическим связям между частями цикла. Если порой слухом и улавливаются общие элементы, то они сводятся лишь к кратким интонационным ячейкам. Густота и плотность фактуры, насыщенной разнообразными полифоническими элементами, придает особую напряженность звучанию, хотя в то же время приводит иногда к известному сглаживанию контрастов.
Тема главной партии первой части,
которой предшествует краткое фугированное Andante, до некоторой степени напоминает первую тему скрипичного концерта, но не обладает ее широтой и свободой дыхания: по своему мелодическому строению она, скорее, может быть отнесена к типу резко очерченных полифонических тем. Из ее начальной секундовой интонации вырастает ясная певучая тема побочной партии.
Стремительная (темп ускорен почти вдвое) и напряженная разработка приводит к патетически звучащему кульминационному проведению первой темы в ритмическом увеличении, после чего следует обычная реприза и небольшая кода.
Грациозное скерцо в духе чуть манерного старинного танца напоминает Интермеццо из Шестой симфонии и аналогично ему по своей функции. Лирическим центром цикла становится скорбное Adagio con licenza с краткой, но выразительной темой, в основе которой лежит интонация ниспадающей квинты с завершающим ее малосекундовым ходом типа вздоха.
Общность составляющих ее элементов с основными оборотами главной партии первого allegro очевидна. В процессе развития тема оплетается вырастающими из нее контрапунктирующими голосами и фигурациями, что придает музыкальной ткани постоянно обновляющийся, свободно дышащий характер. Финал, основанный, как и в Четвертом квартете, на непрерывном моторном движении, отличается легкостью, прозрачностью звуковой ткани, порой приобретая оттенок скерцозности.
На вопрос М. П. Беляева об обстоятельствах, при которых был сочинен Пятый квартет, Глазунов отвечал: «Помнится, что I часть я задумал в начале 1897 года, как раз во время постановки „Раймонды“, и что, утомленный несколько сочинением танцевальной музыки, я хотел перенестись в совершенно другую область музыки и добиться в своем новом опыте, по возможности, чистого квартетного стиля сравнительно с первыми попытками в этом роде». Можно сказать, что композитору удалось в полной мере достигнуть поставленной цели: как в содержательном плане, так и по богатству, разнообразию и в то же время строгой экономии средств Пятый квартет — одно из высших его достижений в области камерного инструментального творчества.
Ю. Келдыш