Charles Lecocq
Лекок — создатель нового направления во французской национальной оперетте. Его творчество отличается романтическими чертами, подкупающей мягкой лирикой. Оперетты Лекока по своим жанровым признакам следуют традициям французской комической оперы с широким использованием народно-песенного начала, сочетанием трогательной чувствительности с живыми и убедительными бытовыми характеристиками. Музыка Лекока отличается яркой мелодичностью, традиционной танцевальной ритмикой, жизнерадостностью и юмором.
Шарль Лекок родился 3 июня 1832 года в Париже. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, где занимался у видных музыкантов — Базена, Бенуа и Фроманталя Галеви. Еще в консерваторских стенах он обращается впервые к жанру оперетты: в 1856 году принимает участие в объявленном Оффенбахом конкурсе на одноактную оперетту «Доктор Миракль». Его произведение делит первую премию с одноименным опусом Жоржа Бизе, тогда тоже студента консерватории. Но в отличие от Бизе Лекок решает всецело посвятить себя оперетте. Одну за другой он создает «При закрытых дверях» (1859), «Поцелуй у двери», «Лилиан и Валентин» (обе — 1864), «Ундина из Шампани» (1866), «Незабудка» (1866), «Кабачок Рампоно» (1867).
Первый успех приходит к композитору в 1868 году с трехактной опереттой «Чайный цветок», а в 1873 году, когда в Брюсселе состоялась премьера оперетты «Дочь мадам Анго», Лекок завоевал мировую известность. «Дочь мадам Анго» (1872) стала во Франции поистине национальным событием. Героиня оперетты Клеретта Анго, носительница здорового национального начала, поэт Анж Питу, распевающий песенки о свободе, импонировали французам Третьей республики.
Следующая оперетта Лекока «Жирофле-Жирофля» (1874), премьера которой по стечению обстоятельств состоялась также в Брюсселе, окончательно закрепила господствующее положение композитора в этом жанре.
«Зеленый остров, или Сто дев» и две последующие оперетты оказались крупнейшими явлениями театральной жизни, которые вытеснили произведения Оффенбаха и изменили самый путь, по которому развивалась французская оперетта. «В "Герцогине Герольштейнской" и "Прекрасной Елене" в десять раз больше таланта и остроумия, чем в "Дочери Анго", но "Дочь Анго" будут с удовольствием смотреть и тогда, когда постановка первых будет невозможна, потому что "Дочь Анго" — законная дочь старой французской комической оперы, первые же — незаконнорожденные дети ложного жанра»,— писал в 1875 году один из критиков.
Ослепленный неожиданным и блестящим успехом, прославляемый как творец национального жанра, Лекок создает все новые и новые оперетты, большей частью неудачные, с чертами ремесленности и штампа. Однако в лучших из них по-прежнему радуют мелодическая свежесть, жизнерадостность, подкупающая лирика. К таким наиболее удачным опереттам нужно отнести следующие: «Маленькая новобрачная» (1875), «Косики» (1877), «Маленький герцог» и «Камарго» (обе — 1878), «Рука и сердце» (1882), «Принцесса Канарских островов» (1883), «Али-Баба» (1887).
Новые произведения Лекока появляются вплоть до 1910 года. Последние годы жизни больной, полупарализованный, он прикован к постели. Умер композитор, надолго пережив свою славу, в Париже 24 октября 1918 года. В его наследии, кроме многочисленных оперетт,— балеты «Синяя Борода» (1898), «Лебедь» (1899), пьесы для оркестра, мелкие фортепианные произведения, романсы, хоры.
Л. Михеева, А. Орелович