Оперетта Портнова «Друзья в переплёте»

Композитор
Дата премьеры
10.04.1966
Жанр
Страна
СССР

Современная оперетта-сказка Георгия Портнова в двух действиях, шести картинах.
Пьеса И. Рассомахнна.

Премьера состоялась 10 апреля 1966 года в Ленинграде.

Действующие лица:

Саша (тенор), Маша (сопрано) — брат и сестра, шестиклассники; дядя Степа (баритон); Жар-птица (сопрано); Серый волк (бас); Айболит; Буратино; Золушка; принц; мачеха; старшая сестра; младшая сестра; царь Горох; Баба-Яга; Д'Артаньян; Атос; Портос; Арамис.

Действие происходит в наши дни.

Детская оперетта «Друзья в переплете» была задумана Портновым в 1965 году, когда он познакомился с веселой и поучительной пьесой Рассомахина. Композитор и драматург создали остроумный спектакль в трех актах. В нем было двадцать шесть действующих лиц — героев любимых детских книг, в действии принимал участие балет, звучало сорок разнообразных музыкальных номеров — от простенькой считалки до оркестровой пассакальи. Вскоре после премьеры спектакля Ленинградский театр музыкальной комедии обратился к авторам с просьбой разрешить сделать сокращенную, двухактную редакцию, без балета и с меньшим числом действующих лиц. Эта редакция была осуществлена театром в 1967 году, а за ним — многими другими театрами Советского Союза. На основе сокращенной редакции и был сделан клавир оперетты (Л., «Музыка», 1969).

Первое действие

открывается песней-прологом — представлением действующих лиц на просцениуме.

Первая картина. Комната Саши и Маши. Девочка наводит порядок на книжной полке и, видя разорванные сказки — «Золушку», «Буратино», «Доктора Айболита», просит у Саши клей, чтобы починить книги. Но Саша швыряет их на пол. Мама подарила новые интересные книжки, и старые ему кажутся ненужными. Маша, стыдя брата, поет трогательную детскую песенку о дружбе зайчишки и бобра. Но Саша требует, чтобы Маша завтра же выбросила старые книжки. Дети уходят спать.

Интермедийный занавес. Из-за него выскакивает Баба-Яга, свистит и, заметая следы, улетает.

Вторая картина. Ночь. Та же комната, в несколько раз увеличившаяся. На книжной полке сидят мушкетеры, на полу — истрепанные персонажи сказок. Золушка и принц грустно танцуют свой последний вальс — с печальной щемящей мелодией. Все плачут, со страхом ожидая утра. Дядя Степа хочет бороться за жизнь старых книжек. В суровой балладе о мальчишке («Не в легенде, не в сказке») он рассказывает о юном герое, дружившем с книгами, о верности этой лружбе, Буратино и волк вводят связанных сонных Сашу и Машу. Их сажают на ковер-самолет, и все, кроме мушкетеров, улетают в сказки, чтобы доказать детям: друзей в беде оставлять нельзя.

Интермедийный занавес. Стремительная жужжащая музыка полета сменяется ритмом быстрой скачки. Это мушкетеры. Они мчатся вслед, чтобы помочь своим младшим друзьям.

Третья картина. Степь. Здесь сделал вынужденную посадку старый, протершийся ковер-самолет. Все в растерянности. Дядя Степа предлагает выяснить, кто что умеет. Звучит быстрая считалка — каждый по очереди поет, что он умеет делать. И начинается работа: делают навес, печку, скамейку. Вот и готов полевой стан. Царь Горох пашет, Маша с Золушкой носят воду... Одного Сашу, в наказание, сажают в угол. Увидев, что принц топчется на месте, не зная, что делать с косой, Саша предлагает поработать за него. Они весело обмениваются одеждой друг с другом и уходят. Появляются мачеха с дочерьми, жалуясь на усталость. Волк поет грустную песенку «Я когда-то страшным был», пародирующую известную «Нам не страшен серый волк». Вместе с царем Горохом они решают бежать к Бабе-Яге. В нарочито «опереточном» стиле звучит ансамбль заговора «Туда, на волю». Но чтобы бегство удалось, нужно усыпить остальных. Мачеха готовит снотворное варево под зловещее колдовство-пение «Я сорву дурман-траву». Весело возвращаются все с работы. Сестрам жалко Сашу, которого они принимают за принца. Чтобы не дать ему пообедать вместе со всеми, они прыгают вокруг него и поют на мотив мачехиного заклинания веселую приставалку. Когда «принцу» удается отделаться от них, все уже спят. Заговорщики хватают его и убегают. Таинственно, настороженно звучит музыка.

Второе действие

Четвёртая картина. Дремучий лес. Здесь «современный» дом Бабы-Яги. В скале — гараж, где стоят мотороллер, бочки с бензином, радиопередатчик. Баба-Яга поет пародийно-душещипательный романс «Ночь темна, над сосной мне не светит луна». Появляются заговорщики. Баба-Яга предлагает им скорее бежать. Разухабисто звучит се песня «За границей, за кордоном». Из тайника в скале Баба-Яга вытаскивает драгоценности, которые царь Горох оставлял ей на сохранение. На радостях глуповатый царь распевает куплеты «Я, царь Горох, жениться решил». Тем временем Саша наладил рацию и передает дяде Степе, где они находятся, обещая постараться задержать беглецов. Обнаружив это, Баба-Яга засовывает Сашу в скалу. Все кидаются к мотороллеру и уезжают. Быстрая, энергичная музыкальная картина «Погоня». Держась за ковер, вбегают дядя Степа н другие сказочные герои. Чтобы догнать беглецов, ковер разгружают: дальше на нем летят только мужчины. Девушки остаются у логова Бабы-Яги.

Пятая картина. Граница. Широкая черно-белая полоса на земле. Ее по очереди переползают мачеха, сестры, волк, царь Горох; Баба-Яга лихо перепрыгивает. Появляются преследователи и хватают бежавших: оказывается, полоса, через которую они переползали, не пограничная, а учебная. Дядя Степа и Айболит, прихватив Бабу-Ягу, уезжают спасать Сашу.

Интермедия. С боевой песней скачут на лошадях мушкетеры.

Шестая картина. Жилье Бабы-Яги. Оставшиеся здесь Золушка, Маша и Жар-птица слышат Сашин голос из глубины скалы. Жар-птица заклинает скалу освободить мальчика. Скала открывается, выбирается Саша. Но Жар-птица должна погибнуть: ее голос ушел с заклинанием. Он где-то в горах или ущельях... Саша, Маша и Золушка, оставив записку, уходят искать голос, без которого Жар-птица не сможет жить. Появляются Буратино и принц со связанными беглецами. Из-за скалы выскакивает Баба-Яга. Начинается драка. Баба-Яга разрубает Буратино на части. На сцену вылетают мушкетеры, из скалы выбегает дядя Степа с друзьями. Они окружают Бабу-Ягу и связывают. Саша и мушкетеры выносят Жар-птицу. Айболит ее может вылечить, но с Буратино он бессилен. Здесь помогает дядя Степа. Вместе с Сашей он склеивает Буратино, а Маша, взяв его на руки, поет нежную колыбельную. Буратино оживает. Злодеев прощают — они не виноваты, что их такими придумали. Маша и Саша идут досматривать сон: ведь все это им снилось! Бьют часы, в последний раз слышатся основные музыкальные темы оперетты. Маша и Саша, празднично одетые, выводят на поклон своих друзей — сказочных героев.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Бетховен. Фортепианные трио No. 5 и No. 6 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама