Valery Gavrilin
«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?» — эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, ее любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают. Триумфальный повсеместный успех его «Русской тетради», «Перезвонов», балета «Анюта» — подтверждение тому. И секрет этого успеха — не только в редкостном, уникальном таланте композитора, но и в том, что люди нашего времени истосковались по такой именно музыке — доверительно простой и ошеломляюще глубокой. В ней органично сплавлено подлинно русское и общечеловеческое, истины древности и самые болевые вопросы современности, юмор и печаль, и та высокая духовность, что очищает и насыщает душу. И еще — Гаврилин в высшей степени наделен редким, горьким и святым даром истинного художника — способностью чувствовать чужую боль, как свою...
«Таланты русские, откуда вы беретесь?» На этот вопрос Е. Евтушенко Гаврилин мог бы ответить словами А. Экзюпери: «Откуда я? Я из моего детства...» Для Гаврилина, как для тысяч его сверстников — «подранков», детским садом была война. «Первыми песнями в моей жизни были крики и плач женщин, получавших похоронки с фронта», — скажет он позже, уже взрослым. Ему было два года, когда в их семью пришла похоронка — в августе сорок первого погиб под Ленинградом отец. Потом были долгие годы войны и детский дом в Вологде, в котором ребятишки сами вели хозяйство, сажали огород, косили сено, мыли полы, ухаживали за коровами. А еще в детдоме был свой хор и народный оркестр, был рояль и учительница музыки Т. Томашевская, открывшая мальчику добрый и прекрасный мир музыки. И однажды когда в Вологду приехал педагог Ленинградской консерватории, ему показали удивительного мальчишку, который, не зная еще толком нот, сочиняет музыку! И судьба Валерия круто изменилась. Вскоре из Ленинграда пришел вызов и четырнадцатилетний подросток уехал поступать в музыкальную школу при консерватории. Его взяли в класс кларнета, а через несколько лет, когда в школе открылось композиторское отделение, он перешел туда.
Учился Валерий жадно, взахлеб, с упоением. Вместе со своими сверстниками, такими же одержимыми Ю. Темиркановым, Ю. Симоновым, переиграл все сонаты и симфонии И. Гайдна, Л. Бетховена, все новинки Д. Шостаковича и С. Прокофьева, какие удавалось достать, старался услышать музыку, где только возможно. В Ленинградскую консерваторию Гаврилин поступил в 1958 г., в класс композиции О. Евлахова. Сочинял много, но на третьем курсе неожиданно перешел на музыковедческий факультет и серьезно занялся фольклором. Ездил в экспедиции, записывал песни, пристально вглядывался в жизнь, вслушивался в говор деревенских людей, знакомый ему с детства, старался постичь их характеры, мысли, чувства. Это была напряженная работа не только слуха, но — сердца, души, ума. Именно тогда, в этих разоренных войной, нищих северных деревушках, где почти не было мужчин, вслушиваясь в женские песни, пронизанные неизбывной печалью и неистребимой мечтой об иной, прекрасной жизни, Гаврилин впервые осознал и сформулировал для себя цель и смысл композиторского творчества — соединить достижения профессиональной музыкальной классики с этими бытовыми, «низкими» жанрами, в которых таятся сокровища истинной поэзии и красоты. А пока Гаврилин написал интересную и глубокую работу о народно-песенных истоках творчества В. Соловьева-Седого и в 1964 г. закончил консерваторию как музыковед-фольклорист по классу Ф. Рубцова. Однако и сочинения музыки он не оставлял, на последних курсах написал 3 струнных квартета, симфоническую сюиту «Тараканище», вокальный цикл на ст. В. Шефнера, 2 сонаты, шуточную кантату «Мы говорили об искусстве», вокальный цикл «Немецкая тетрадь» на ст. Г. Гейне. Этот цикл был исполнен в Союзе композиторов, тепло встречен слушателями и с тех пор вошел в постоянный репертуар многих вокалистов.
С сочинениями Гаврилина познакомился Шостакович и настоятельно посоветовал ему поступать в аспирантуру. Сдав экстерном все экзамены за композиторский факультет плюс вступительные, Гаврилин стал аспирантом. В качестве дипломной работы он представил вокальный цикл «Русская тетрадь». А в конце 1965 г., в дни декады ленинградского музыкального искусства в Москве это сочинение впервые прозвучало на последнем концерте и произвело настоящий фурор! Молодого, никому не известного композитора называли «музыкальным Есениным», восторгались его талантом; в 1967 г. он был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, став самым молодым в стране лауреатом этой высокой награды.
После такого триумфального успеха и признания молодому композитору было очень трудно создать следующее произведение столь же высоких художественных достоинств. На несколько лет Гаврилин как бы «уходит в тень». Он пишет очень много и постоянно: это музыка к кинофильмам, театральным спектаклям, небольшие оркестровые сюиты, фортепианные пьесы. Друзья и старшие коллеги сетуют на то, что он не пишет музыки крупной формы и вообще сочиняет мало. И вот 1972 г. приносит сразу три крупных произведения: оперу «Повесть о скрипаче Ванюше» (по мотивам очерков Г. Успенского), вторую «Немецкую тетрадь» на ст. Г. Гейне и вокально-симфоническую поэму на ст. А. Шульгиной «Военные письма». Годом позже появляются вокальный цикл «Вечерок» с подзаголовком «Из альбома старой женщины», третья «Немецкая тетрадь», а затем — вокально-симфонический цикл «Земля» на ст. А. Шульгиной.
В каждом из этих сочинений Гаврилин реализует свое творческое кредо: «Говорить со слушателем понятным для него языком». Он преодолевает пропасть, существующую ныне между музыкой эстрадной, бытовой и серьезной, академической. С одной стороны, Гаврилин создает эстрадные песни столь высокого художественного уровня, что камерные и даже оперные певцы охотно исполняют их. («Скачут ночью кони» исполняет И. Богачева). О песне «Два брата» выдающийся мастер Г. Свиридов пишет автору: «Изумительная вещь! Я второй раз слышу ее и плачу. Какая красота, как свежа форма, как она естественна. Какие дивные переходы: в мелодии от темы к теме, от куплета к куплету. Это шедевр. Поверьте мне!» Классикой жанра стали песни «Любовь останется», «Сшей мне белое платье, мама» из кинофильма «В день свадьбы», очаровательная «Шутка».
С другой стороны, Гаврилин создает произведения крупной формы — сюиты, поэмы, кантаты с использованием приемов современной эстрадной музыки. Адресуя свои произведения прежде всего молодежи, композитор не упрощает «высокие» жанры классической музыки, а создает некий новый жанр, который музыковед А. Сохор назвал «песенно-симфоническим».
Огромную роль в творческой жизни Валерия Гаврилина играет драматический театр. Он написал музыку к 80 спектаклям, шедшим в разных городах страны. Сам композитор считал полностью удавшейся работу только над четырьмя из них: «После казни прошу» в Ленинградском ТЮЗе, «С любимыми не расставайтесь» в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, Три мешка сорной пшеницы в АБДТ им. М. Горького, «Степан Разин» в театре им. Е. Вахтангова. Последняя работа послужила импульсом к созданию одного из самых значительных произведений Гаврилина — хоровой симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина), удостоенной Государственной премии СССР. «Перезвоны» обрамляются двумя сочинениями, близкими по жанру: это «Свадьба» (1978) и «Пастух и пастушка» (по прочтении В. Астафьева, 1983) для солистов, хора и инструментального ансамбля. Все три сочинения, а также завершенная в 1967 г. и впервые исполненная в 1987 г. оратория «Скоморохи» (на ст. В. Коростылева), написаны в созданном Гаврилиным жанре действа. Здесь сочетаются признаки оратории, оперы, балета, симфонии, вокального цикла, драматического спектакля. Вообще театральность, зрелищность, образная конкретность музыки Гаврилина так явственна, что подчас его вокальные циклы ставятся в музыкальном театре («Вечерок», «Военные письма»).
Совершенно неожиданным для самого композитора оказался его невероятный успех в амплуа балетного композитора. Режиссер А. Белинский в отдельных оркестровых и фортепианных пьесах Гаврилина, написанных 10-15 лет назад, увидел, вернее, услышал балет на сюжет рассказа А. Чехова «Анна на шее». Гаврилин говорит об этом не без юмора: «Оказывается, сем того не зная, я уже давно пишу балетную музыку, да еще помогающую воплотить на сцене чеховские образы. Но это не так уж удивительно. Чехов — мой любимый писатель. Ранимость, незащищенность, особенная деликатность его героев, трагизм неразделенной любви, чистая, светлая грусть, ненависть к пошлости — все это мне хотелось отразить в музыке». Телебалет «Анюта» с блистательными Е. Максимовой и В. Васильевым имел поистине триумфальный успех, завоевал международные призы, его купили 114 телекомпаний мира! В 1986 г. балет «Анюта» был поставлен в Италии, в неаполитанском театре Сан-Карло, а затем в Москве, в Большом театре Союза СССР, а также в театрах Риги, Казани, Челябинска.
Продолжением творческого союза замечательных мастеров стал телебалет «Дом у дороги» по мотивам А. Твардовского, поставленный В. Васильевым. В 1986 г. Ленинградский театр современного балета под руководством Б. Эйфмана показал балет «Подпоручик Ромашов» по повести А. Куприна «Поединок». В обоих произведениях, ставших заметными событиями нашей музыкальной жизни, проявились особенно явственно трагедийные черты музыки Гаврилина. В марте 1989 г. композитор закончил партитуру балета «Женитьба Бальзаминова» по А. Островскому, который уже нашел свое киновоплощение в новом фильме А. Белинского.
На протяжении всего творческого пути Гаврилин писал фортепианные пьесы, как для двух, так и для четырех рук. Если первые во многом обогатили педагогический репертуар, то четырехручные заняли прочное место на концертной эстраде. Яркие, своеобразные, характеристичные, они любимы всеми пианистами, избирающими четырехручный ансамбль основой своей концертной деятельности. Вплоть до 1983 года Гаврилин продолжал писать песни и романсы.
Музыка Гаврилина всегда несет доброту и свет, о чем сам композитор сказал так: «Свет есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля! И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».
Н. Салнис