Мартинон, Жан
Имя этого артиста привлекло всеобщее внимание лишь в начале шестидесятых годов, когда он, для многих довольно неожиданно, возглавил один из лучших оркестров мира — Чикагский симфонический, став преемником умершего Фрица Райнера. Но тем не менее Мартинон, которому к этому времени минуло пятьдесят лет, уже имел богатый опыт дирижерской работы, и это помогло ему оправдать оказанное доверие. Ныне его по праву называют в числе ведущих дирижеров нашего времени.
Мартинон по происхождению француз, детство и юность его прошли в Лионе. Затем он окончил Парижскую консерваторию — сначала как скрипач (в 1928 году), а потом как композитор (по классу А. Русселя). До войны Мартинон занимался в основном композицией, а кроме того, для заработка с семнадцати лет играл на скрипке в симфоническом оркестре. В годы гитлеровской оккупации музыкант был активным участником движения Сопротивления, около двух лет он провел в фашистских застенках.
Дирижерская карьера Мартинона началась почти случайно, сразу же после войны. Один известный парижский маэстро включил как-то в программу своего концерта его Первую симфонию. Но затем он решил, что не успеет выучить произведение, и предложил автору продирижировать самому. Тот не без колебаний согласился, но справился со своей задачей блестяще. Приглашения посыпались отовсюду. Мартинон дирижирует оркестром Парижской консерватории, в 1946 году уже становится во главе симфонического оркестра в Бордо. Имя артиста приобретает известность во Франции и даже за ее пределами. Мартинон тогда решил, что полученных знаний ему недостаточно, и совершенствовался под руководством таких видных музыкантов, как Р. Дезормьер и Ш. Мюнш. В 1950 году он стал постоянным дирижером, а в 1954 — руководителем «Концертов Ламурё» в Париже, а также начал гастролировать за рубежом. Перед приглашением в Америку он был руководителем Дюссельдорфского оркестра. И все же Чикаго стало подлинно поворотным пунктом на творческом пути Жана Мартинона.
На своем новом посту артист не проявил репертуарной ограниченности, чего опасались многие любители музыки. Он охотно исполняет не только французскую музыку, но и венских симфонистов — от Моцарта и Гайдна до Малера и Брукнера и русскую классику. Глубокое знание новейших средств выразительности (Мартинон не оставляет композиции) и современных течений в музыкальном творчестве позволяет дирижеру включать в свои программы самые новые сочинения. Все это привело к тому, что уже в 1962 году американский журнал «Мьюзикл Америка» сопроводил рецензию на концерты дирижера заголовком: «Вива Мартинон», а его деятельность на посту руководителя Чикагского оркестра получила весьма благосклонную оценку. Мартинон за последние годы не оставляет гастрольную деятельность; он участвовал во многих международных фестивалях, в том числе в «Пражской весне» 1962 года.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969