Ни для кого не секрет, что одно из главных достоинств Интернета — возможность общения. Редакция горда тем, что на нашем оперном форуме происходит оживленная беседа любителей оперного искусства о различных проблемах нашей культурной жизни. С этой публикации мы начинаем обзор наиболее интересных дискуссий.
Теляковский
Такой вопрос был задан мне начинающим вокалистом, участником
форума. Я не смог ему ответить что-либо вразумительное. Расхожая
формула, что талант всегда пробьет себе дорогу, абсолютно неверна.
Талант всегда нуждается в поддержке. В противном случае он рискует
быть неузнанным. История вокального искусства знает немало великих,
но не признанных певцов. Вот и на моей памяти несколько
одареннейших молодых вокалистов, с блеском закончивших более
десятка лет назад консерваторию. Их сегодня не видно и не слышно.
Нет поддержки. Одни только слова – дерзай, верь в свой талант, он
от Бога, не закапывай его и т. п. Талант дерзает, но с каждой
неудачей вера в себя уходит. Уходит и время. Между тем, на сцене
сплошь да рядом откровенная серость.
Александр
Теляковский пишет: "Между тем, на сцене сплошь да рядом откровенная
серость". Увы, и это горькая правда. Вспоминаются слова «люди
гибнут за метал...», вернее презренный металл сейчас решает очень
многое.
Waldemar
Ой, господин Теляковский, ну и больную тему Вы подняли. Без
поддержки не пробиться - это однозначно. Один в поле не воин. Для
достижения успеха всегда нужна целая инфраструктура, и нередко сама
мощь таланта играет далеко не первостепенную роль. У нас - да,
практически везде одна серость. Но вкусы-то у нашей публики, в
основном, такие же серые. Пипл хавает.
kotdorogoy
Господа? За живое место задеваете... C пиплом действительно
происходит вещь нехорошая: плохеет пипл, сереет и упрощается
донельзя. Образец вкуса - блестящее тату. А что? - музычка для
публички подходящая. Классные оперные концерты залов не собирают;
не удивлюсь, если слушать Паваротти придут одни кошельки со своими
кошелками, а ценителей оперы я буду в зале с собаками искать.
Причем я знаю, какие будут отговорки: цены, возраст, комплекция,
николетта не нравится и т. д. - хорошо знакомый мне
джентельментский набор.
Теляковский
Waldemar пишет: "Ну и больную тему Вы подняли".
Потому и поднял, что она больная. Более того, многогранная. И
взгляды могут быть самыми разными, в зависимости от того с какой
стороны и кто рассматривает. У вокалиста будет один взгляд, у
продьюсера – другой, у зрителя - третий и т. д.. Но уходить от
проблемы, это всё равно, что загонять болезнь внутрь. С позиции
вокалиста говорить нужно для того, чтобы, вступив на желанную
стезю, он мог хотя бы трезво оценивать положение дел и свои
перспективы. По крайней мере было бы меньше моральных издержек. А
то ведь до чего доходит: молодые, талантливые люди, отдав по
меньшей мере с десяток лет любимому делу, теряют веру в себя,
спиваются, уходят в монастыри, секты, а то и из жизни. В полной
мере осознать реальность необходимо, чтобы легче противостоять ей.
Я не говорю о какой-то единой стратегии. Но каждый из нас имеет на
этот счёт своё мнение и опыт. Высказав честно свои соображения,
можно было бы помочь молодому вокалисту выбрать наиболее
оптимальный для себя вариант продвижения. Ведь он порой даже не
знает с какого бока подойти. А информация в этом отношении
поставлена плохо. Порой держится за семью печатями даже то, что
касается конкурсов и прослушиваний. Становится известной уже
пост-фактум. К тому же и регламент, случается такой, что с улицы и
не попадешь. Есть, к примеру, журнал «Classical Singers» на
on-line. Подписка платная. Он помещает регулярную информация о
конкурсах и прослушиваниях в оперных компаниях США. Но туда не
очень-то слетаешь. Что касается Европы, то такая информация
отсутствует. А жаль. Начинающим и другим, ищущим свой шанс, было бы
полезно своевременно знать - что, где, когда и каким образом, чтобы
попытаться попасть на орбиту (если, конечно, найдутся деньги на
поездку). Кроме того, на форуме выше названного сайта был раздел,
где певцы, педагоги и даже члены жюри делились маленькими
хитростями. Например, что лучше взять для прослушивания, а что
лучше не петь. Как вести себя, как одеваться, как готовиться, чем
питаться и др. Всё очень дружелюбно и чистосердечно. Очень мне это
понравилось.
Matildda
Теляковский пишет: "В полной мере осознать реальность необходимо,
чтобы легче противостоять ей."
Браво, Теляковский! Вот с этого и начинается куча проблем - ведь в
театре мало кто скажет правду - как звучал, как играл и т.д. Каждый
- за себя. И не дай Бог сказать замечание или вообще выразить
мнение. У нас есть только одна певица, очень хорошая, которая часто
повторяет одно выражение: «Промолчать - это еще больше навредить».
Ведь мы-то ориентируемся на мнение. Чье? Тех, кому доверяем. Кого
считаем авторитетом. У каждого, кстати, эти авторитеты свои - на
выбор, индивидуально. И есть еще одна особенность... Помните, у
Пушкина - «и славен буду я, доколь в подлунном мире... жив будет
хоть один пиит!» Это что значит? Что «Любезен народу» - только
тем,что чувства добрые, дескать, пробуждал. А вот СЛАВЕН - это
только тогда, когда есть те самые, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ мнения. Когда
есть система профессиональной оценки качества исполнения. А здесь у
нас как раз и дыра - «У нас вообще критиков нет» (дословно цитирую
директора нашей оперы). Я об этом уже писала. А потому наш форум -
это «пусть маленькая, но очень важная штучка»! Ведь мы достаточно
профессионально даем оценку и высказываем свое мнение о многих
явлениях в опере, об исполнителях и т. д. Каждый критик выражает
мнение того, кто ему будет платить. А здесь получается - просто
независимый и неконтролируемый ими процесс? Так это же здорово!!!
Все, кто не боится выразить свое мнение, все, кто умеет его
сформулировать и все, кто вообще его имеет - я люблю вас всех!
Теляковский
Matildda пишет: "Мы достаточно профессионально даем оценку и
высказываем свое мнение о многих явлениях в опере, об исполнителях
и т. д."
Вот именно, уважаемая Г-жа Матильда. Причём, в обобщённой форме,
очень мягко и культурно. Не так обухом по голове: «Ах ты, бездарь
безголосая, такая раз-этакая!» Потому, имеющий уши, да услышит.
Слушать лесть и похвальбу всегда приятно. Но толку от этого мало.
Умный человек это прекрасно знает. Ну, а если кто и отмахнётся, то
ему же хуже. Не ровён час, завтра опять захочется узнать
общественное мнение. А что касается современной ситуации в области
оперного искусства, то дикуссия в виртуальном мире как нельзя лучше
может высветить самые актуальные и острые стороны проблемы. В
паутине ведь никто не укусит. Теперь обещанное продолжение. У
продьюсоров, импрессарио, агентов будет совсем другой подход. Там
на первом плане финансовая сторона. И отворачиваться от этого никак
нельзя, поскольку это тоже очень важный аспект проблемы. То есть,
как продать высокое искусство. Даже у таких продвинутых, как наши
Бородина, Дядькова, Хворостовский, дела не шли так хорошо, пока они
не вышли на соответствующих агентов. Но влиятельных агентов мало, а
честных, вероятно, и того меньше. Очень много шарлатанов, которых
интересуют только деньги. Знаю это не понаслышке. Порой кажется,
что они вообще не имеют представление о вокале и оперном искусстве.
Здесь исходной предпосылкой является что-то типа: «А какие конкурсы
Вы выиграли?» (как-будто никто не знает цену этим конкурсам и как
их выигрывают). Или и того хлеще: «Вам надо стать знаменитым».
Интересно бы ещё узнать, а как? Вспоминается конкурс в Барселоне в
1993, когда с поддержки Гяурова один наш вокалист вышел на 1-й тур
пьяным и стал лихо отплясывать под «Вдоль по Питерской». Об этом
тогда писали все местные газеты. И что вы думаете? Он прославился и
даже, кажется, был приглашен в оперный театр Тулузы. И всё же, не
стоит забывать, что у него была мощная поддержка самого Гяурова.
Читая творческие биографии великих певцов (Шаляпин, Каллас,
Кабалье), понимаешь, что мир мог бы ничего не знать о них, если бы
не своевременная поддержка. Но на всех поддержки не хватает. Вот
спрос и рождает предложения, которые, как грибы после дождя,
появляются в виде разного рода агенств. Со стороны знающих
профессионалов отношение к ним соответствующее. А именно: «Не
тратьте время и деньги», - говорят так. Это не значит, что нет
толковых агенств. Известны даже их реквизиты. Но попасть к ним
очень непросто. Опять же: либо ты должен быть хоть как-то знаменит,
либо плати деньги. Один, заслуживающий доверия агент, на счету
которого раскручивание в Англии и нашего Гергиева, называл свою
цену. Для начала – 1000 фунтов стерлингов (1600 $ US) в месяц. Он
давал какие-то гарантии на 6 месяцев и даже объяснял свою тактику,
то есть на что и как будут тратится эти деньги. Помню, что туда
входили запись и изготовление аудио-СD, организация нескольких
концертов в известных, но небольших залах Англии. Сдаётся, однако,
этим всё и ограничилось бы. Несколько раз наблюдал как в здании
маркета у Ковент-Гардена певцы распродавали свои CD и исполняли
живьём под музыкальную фонограмму арии из опер. Пели довольно
прилично. А вот в самом КГ таких неизвестных голосов что-то не
слыхать.
Прежде, чем начать участвовать в этих «крысиных скачках»,
запаситесь терпением, вырвите напрочь всякие комплексы ущербности и
чёрные депрессии на случай неудач. Запрограммируйте себя так, что
эти неудачи абсолютно закономерны и никакого отношения к степени
Вашего таланта не имеют. В то же время верьте в свой конечный
успех. Полагайтесь на себя и случай. При отсутствии денег и связей
единственный способ куда-то двигаться - это поиск и раскручивание
контактов. Хватайтесь за каждую пуговицу и никогда сразу не
уходите, если Вам говорят «нет». Давайте информацию о себе повсюду,
где только можно. Пишите, пишите и пишите в оперные театры и
компании с просьбой о прослушивании. Они довольно часто отвечают,
даже такие как Венская опера, Ла Скала, Опера Праги, Гранд Опера и
др. Информацию и наиболее полный перечень театров и компаний
получите на
www.operastuff.com/geopera.html.
Пишите упорно, не ленитесь. По меньшей мере раз в год в каждый
театр, лучше на языке страны, куда пишите. Будьте готовы к разным
форс-мажорным ситуациям (срочный выезд, исполнение редкой партии и
т.д.). Можно писать и в агенства. Их адреса также возможно
раскопать в паутине. Но наведите о них справки. Сделайте хорошую
запись на пленке или CD. Агенства часто просят прислать материал, а
плохую запись посылать бессмысленно, тут же отфутболят назад.
Собирайте информацию о конкурсах и старайтесь попасть пока молоды.
После 35 там делать уже нечего. Некоторые конкурсы очень
демократичны, например, в Барселоне. А на некоторые и на пушечный
выстрел не подпустят (Кардиффские голоса). Даже, если ничего не
выиграете, то расширите свои контакты. Используйте каждую
возможность прослушаться. Наработаете привычку и опыт. Учитывайте
вкусы и традиции страны, куда обращаетесь. Французы, например, не
очень-то жалуют итальянскую оперу. Если в Ваш город приезжает
известный певец или маэстро, постарайтесь непременно с ним
познакомиться. Особо не расстраивайтесь, если он пошлёт Вас
подальше. Может случиться всякое. Короче, жмите на все гашетки.
«Ищите и обрящите». Да поможет Вам Бог!
Matildda
Г-н Теляковский, у меня уже болят ладошки Вам хлопать!!! Но САМАЯ
ТА проблема - как раз комплексы! Каких усилий стоит заставить
человека поверить в себя - я знаю не по наслышке! Недавно прочитала
очень интересную, на мой взгляд, статью. Вoбщем-то, все те же
столетние мысли, но как-то иначе подано - смысл ее сводится к тому,
что, если заглянуть внутрь себя, то есть сместить точку взгляда,
грубо говоря, во внутренний мир, и жить своими идеалами, стремиться
только к высоким чувствам и мыслям, то подсознательно начнешь жить
в тобою же созданном другом - АНТИМИРЕ. А вот это-то и опасно. Чем?
Тем, что он абсолютно не совпадет с реальностью в конце-концов и ты
не реализуешься в мире настоящем, существующем. Мы все, воспитанные
и впитавшие в себя «глазами-ушами-руками-головами» оперу -
идеалисты. А особенно те, кто ее исполняет. Вот здесь и «собака
порылась» - оперный мир с его идеями и прекрасными, великолепными
высокими материями может втянуть навсегда. А он очень далек от
жизни «за бортом», в котором необходимо найти себя, свой путь, свой
случай. Вобщем, мне статья понравилась. Хотя я все равно не умею
нахально идти напролом. Не умею оставаться, когда говорят «нет». И
с «пофигизмом» совсем плохо. Доверчивая я, впечатлительная - ну
точно как та ворона в мультике... И мой антимир, где все чувства,
как у героев Верди, мне так нравится. Очень тяжело быть
равнодушным. Для меня это самая тяжелая работа - Пофигизм! А ваше
послание, г-н Теляковский, я себе полностью (всю цитату) выписала.
Очень нравится. Повешу в рамочку. Отксерю и своим подопытным
вокалистам подарю. Как "Oтче наш". Пусть читают. Может, это у меня
чисто мое, кошачье, женское, чутье - что ни один пофигизм не
поможет и ни одни контакты не спасут, если нет в тебе чего-то
настоящего? Ваша наивная и влюбчивая кошка Матильда.
Теляковский
В ходе этой дискуссии как-то сам собой напрашивается вопрос об
обратной связи, то есть о возможности оказывать влияние на рост
духовности зрительской аудитории. Искусство всегда было ареной
невидимой глазу борьбы за человека и за гуманизм. Ещё Рихард Вагнер
писал, что не существует единой зрительской среды, даже в рамках
одного оперного спектакля. Среда всегда разнородна по интеллекту. И
искусство должно быть ориентировано на его рост. Сегодня на фоне
повального оболванивания масс, помимо пипла, который хавает, что
дают, всё-таки остаётся зритель, который сопротивляется этому. Как
умножить его ряды? Если замкнуться в сознании собственной
элитарности, то всё поле для «разумного, доброго, вечного» зарастёт
в конечном счёте сорняками. Мне чужд снобизм. До боли сердца жалею
этот пипл. Но кто знает как изменить ситуацию?