«Юность Геракла» (фр. La jeunesse d'Hercule), Op. 50 — симфоническая поэма французского композитора Камиля Сен-Санса (1877).
Камиль Сен-Санс создал четыре произведения в жанре симфонической поэмы, и три из них – исключая наиболее известную – связаны с греческой мифологией. Если самой популярной поэмой композитора можно назвать «Пляску смерти», то наименьшая известность выпала на долю последнего сочинения Сен-Санса в этом жанре – симфонической поэмы «Юность Геракла».
Произведение это было создано в 1876 г., Сен-Санс посвятил его композитору Анри Дюпарку. Программной основой поэмы послужил аллегорический сюжет, впервые рассказанный древнегреческим софистом Продиком, пересказанный Сократом и записанный писателем и историком Ксенофонтом. Этот сюжет не входит в традиционную мифологическую «биографию» древнегреческого героя и в каком-то смысле даже противоречит ей: Гераклу его отцом – Зевсом – изначально было предначертано героическое будущее, Продик же вводит момент морально-нравственного выбора, который определяется не божественным предначертанием, а человеческой свободной волей. Юный герой должен сделать выбор между двумя дорогами в жизни. Одна из них – привлекательная и даже соблазнительная, манящая многочисленными наслаждениями, олицетворяет порочность. Дорога добродетели весьма трудна, она не сулит наслаждений, но именно она приводит к славе. Преодолев соблазны порока, Геракл избирает верную дорогу в жизни.
В выборе сюжета можно усмотреть определенное сходство с лучшей из опер Сен-Санса – «Самсоном и Далилой»: в обоих случаях молодой герой оказывается «на распутье» между долгом и соблазном, но если Самсон не устоял перед обольстительной женской красотой, поддался чарам Далилы, что и становится причиной его трагической гибели, то Геракл благополучно выдержал очень непростое испытание, и перед ним открылся путь, ведущий к славе.
Музыкальный язык, используемый Камилем Сен-Сансом для воплощения этого аллегорического сюжета, представляется не настолько оригинальным, как в «Пляске смерти» или «Прялке Омфалы» – в некоторых моментах ощущаются переклички с творениями Ференца Листа и отчасти Рихарда Вагнера, но поэма привлекает внимание красотой и пластичностью мелодий.
Произведение открывается приглушенным звучанием струнных, на фоне которого возникают строгие реплики духовых. Главная партия, излагаемая струнными, поначалу спокойна, но в ней ощущается движение, которое все увереннее заявляет о себе по мере развития. Широко разливается пленительная побочная партия, не контрастирующая главной, но родственная ей по образному строю. Все соблазны порока в полной мере раскрываются в среднем эпизоде. Его подготавливают трели скрипок, «плеск» арфы, упорное секвенцирование изысканного мелодического оборота. Скерцозно-танцевальные интонации зарождаются в партиях деревянных духовых, затем передаются струнным.
Весь раздел пронизан упругим ритмическим движением, постоянно «вколачивается» жесткая ритмическая фигура, украшенная трелями. Многочисленные пассажи, мелодические украшения живописуют вакханалию, неожиданно прерываемую медленным, задумчиво-сосредоточенным «монологом».
Возвращаются интонации первого раздела, но легкое музыкальное движение с оттенком скерцозности появляется вновь. С уходом в область минорного лада и усложнением, уплотнением музыкальной ткани оно приобретает зловещий оттенок. Вторжение фанфарных интонаций делает музыкальное «действо» еще более напряженным. Постепенно эти интонации одерживают верх в развитии. Медные духовые уверенно «шагают» по устойчивым ступеням лада, завершают поэму решительные аккорды (Геракл преодолел искушение и сделал правильный выбор, он проживет жизнь, достойную героя, сына Зевса).
Симфоническая поэма «Юность Геракла» впервые была исполнена в январе 1877 г. Прием, оказанный ей и критиками, и публикой, и музыкантами нельзя назвать теплым. Газетные рецензии были в лучшем случае сдержанными, композитора упрекали даже в том, что он затронул вопросы морали и нравственности, которые в принципе не могут воплощаться средствами музыкального искусства. Встречались и более резкие суждения – в частности, в представлении образов порока современник усматривали нечто вульгарное. Поистине уничижительную оценку дал произведению Петр Ильич Чайковский, охарактеризовавший ее как «необыкновенно плоскую вещь».
Насколько справедливыми можно признать эти оценки? Возможно, «Юность Геракла» действительно во многом уступает другим симфоническим сочинениям Сен-Санса, но и ей свойственно мелодическое очарование. Ей суждено было «затеряться» в тени «Пляски смерти» и «Фаэтона», поэма в меньшей степени знакома широкой публике, но все же она заняла место в репертуаре симфонических оркестров, хотя и исполняется реже, чем иные симфонические поэмы Камиля Сен-Санса.