Andrea Concetti
ЗВЁЗДЫ ОПЕРЫ: АНДРЕА КОНЧЕТТИ
Это тот редкий случай, когда автор, решивший посвятить отдельную статью артисту, просто не может удержаться, чтобы начать не с привычного «тенор (баритон, сопрано)... родился/ась в...», а с личных впечатлений. 2006-ой год, Арена Сферистерио в Мачерате. После упорно циркулирующих слухов, что традиционному летнему оперному сезону в этом небольшом городе в Центральной Италии - конец (причина, как всегда, одна: «деньги съедены»), добрая весть: дело будет продолжено, сезон трансформируется в фестиваль на тему, во главе которого встанет известный дизайнер и режиссер Пьер Луиджи Пицци. И вот уже публика заполняет уникальное пространство Сферистерио, чтобы в очень холодный по меркам итальянского лета вечер присутствовать при исполнении моцартовской «Волшебной флейты» (некоторые сбежали и... очень много потеряли). Среди превосходных артистов выделяется исполнитель роли Папагено: и собой хорош, и коленца выкидывает не хуже цирковой знаменитости, и поет самым безупречным образом, включая немецкое произношение и верность акцентов! Оказывается, в прекрасной, но провинциальной Италии есть еще такие Протеи... Зовут его Андреа Кончетти.
И вот новая встреча с симпатичнейшим и компетентнейшим артистом: снова Мачерата, на этот раз старинный театр Лауро Росси. Кончетти – Лепорелло, а его хозяин – Ильдебрандо Д'Арканджело в гениально простом, сделанном буквально «из ничего» - кровати да зеркала - спектакле того жe Пицци. Те, кто присутствовал на немногочисленных спектаклях, могут почитать себя счастливчиками. Два привлекательных, умных, рафинированных, буквально растворившихся друг в друге артиста явили поразительную пару, заставив публику просто умирать от удовольствия, а женскую часть ее поразив сексапильностью.
Андреа Кончетти родился в 1965-ом году в Гроттаммаре, небольшом приморском городе в провинции Асколи Пичено. Область Марке, по красоте ничем не уступающую гораздо более знаменитой и широко разрекламированной Тоскане, называют «землей театров». Каждое, самое маленькое местечко, может похвалиться архитектурным шедевром и театральными традициями. В Марке родились Гаспаре Спонтини и Джоакино Россини, менее известные Джузеппе Персиани и Лауро Росси. Эта земля щедро родит музыкантов. Андреа Кончетти – один из них.
Родители Андреа не имели отношения к музыке. Мальчишкой он любил петь, начинал в местном хоре. Встреча с музыкой произошла раньше, чем встреча с оперой: он хранит вомпоминание о Монтсеррат Кабалье в роли Нормы на подмостках Сферистерио, уникальной оперной площадки под открытым небом в соседней Мачерате. Потом была консерватория в Пезаро, родном городе Россини. Курсы усовершенствования с прославленным баритоном-buffo Сесто Брускантини, сопрано Миеттой Сигеле. Победа на конкурсе «А. Белли» в Сполето. Дебют в 1992-ом году. Так что Кончетти на сцене уже восемнадцать лет. Но его настоящее рождение как артиста произошло в 2000-ом году, когда Клаудио Аббадо, после того как певец буквально «влетел» в спектакль «Фальстаф», срочно заменив Руджеро Раймонди и не будучи даже знаком с дирижером, высоко оценил вокальные и сценические способности молодого баса. После этого Кончетти пел с Аббадо в «Симоне Бокканегре», «Волшебной флейте» и «Так поступают все». Роль Дона Альфонсо принесла ему большой успех и стала для него знаковой. Под управлением Аббадо он пел в этих операх в Ферраре, Зальцбурге, Париже, Берлине, Лиссабоне, Эдинбурге.
Голос Андреа Кончетти – теплый, глубокий, гибкий и подвижный бас. В Италии любят эпитет «seducente», соблазнительный: он полностью приложим к голосу Кончетти. Так что сама судьба повелела ему быть отличнейшим Фигаро, Лепорелло, Дон Жуаном, Доном Альфонсо, Папагено. Ныне в этих ролях Кончетти – один из первых. Но меньше всего певец склонен к «зацикливанию» на одних и тех же персонажах. Потихоньку он делает вылазки в область репертуара basso profondo, спел партию Коллена в «Богеме», а его Моисей в опере Россини снискал недавно огромный успех в Чикаго. Он утверждает, что опера «не живет только «Богемой» и с увлечением выступает в произведениях, не входящих в короткий список «большого репертуара».
Автору этих строк кажется, что Андреа Кончетти пока не имеет славы, которой он заслуживает. Может быть, одна из причин в том, что басы и баритоны никогда не достигают такой популярности, которую легко завоевывают тенора. Другая причина в характере артиста: это личность, для которой моральные ценности – не пустой звук, настоящий интеллектуал, философ, отлично знакомый с мировой литературой, художник, склонный к глубоким размышлениям о природе своих персонажей. Его искренне заботит драматическая ситуация, в которой находятся культура и образование в современной Италии. В интервью он с полным правом говорит, что «долг государства – формировать сознание, цивилизованные души, душу народа и все это – путем использования таких инструментов, как образование и культура». Так что рев восторженных толп вряд ли будет ему сопутствовать, хотя на спектаклях «Дон Жуана» в Мачерате и Анконе в прошлом году, реакция публики была весьма близка к этому. Кстати, Кончетти демонстрирует искреннюю привязанность к родным местам и высоко оценивает уровень оперной продукции области Марке. Ему аплодировали зрители Чикаго и Токио, Гамбурга и Цюриха, Парижа и Берлина, но его легко услышать в Пезаро, Мачерате и Анконе.
Сам Андреа, с большой долей самокритики, считает себя «скучным и меланхолическим», и заявляет, что не имеет склонности к комическому. Но на театральных подмостках он поразительно раскованный, в том числе и пластически, очень уверенный в себе, подлинный хозяин сцены. И очень разный. Комические роли составляют основу его репертуара: Лепорелло, Дон Альфонсо и Папагено в операх Моцарта, Дон Маньифико в «Золушке» и Дон Джеронио в «Турке в Италии», Сюльпис в «Дочери полка» Доницетти. В соответствии со своей склонностью к меланхолии он пытается «раскрасить» свои комические персонажи разнообразными красками, сделать их более человечными. Но певец осваивает все новые и новые территории: он выступил в «Коронации Поппеи» Монтеверди, «Милосердии Тита» Моцарта, «Торвальдо и Дорлиске» и «Сигизмунде» Россини, «Любовном напитке» и «Доне Паскуале» Доницетти, «Стиффелио» Верди, «Турандот» Пуччини.
Андреа Кончетти сорок пять лет. Возраст расцвета. При его стремлении как можно дольше оставаться молодым можно ожидать от него еще больших чудес.