Xoce Фернандо Сор (Сорс)

Дата рождения
13.02.1778
Дата смерти
10.07.1839
Профессия
Страна
Испания
Xoce Фернандо Сор

Сорс (Сор), Xoce Фернандо и Макарио (исп. Fernando Sor, кат. Josep Ferran Sors i Muntades; 13 II 1778, Барселона — 10 VII 1839, Париж) — испанский гитарист и композитор.

Музыкальное образование получил в монастыре Монтсеррат (1790–95). Игре на гитаре учился у Ф. Моретти в Мадриде. Жил в Париже, Лондоне, а также в Москве (1823–28), где ставились его музыкально-сценические произведения (жена Сора, танцовщица и балетмейстер Ф. Гюллень-Сор, работала в Большом театре).

Получил известность как виртуоз-гитарист, сыгравший выдающуюся роль в развитии гитарного искусства 1-й пол. 19 в. Успех выступлений Сора в Москве, Петербурге, Париже (его игру высоко ценили Л. Керубини, Э. Н. Мегюль, Г. Берлиоз) и Лондоне (был первым гитаристом, выступившим в концерте Филармонич. об-ва) способствовал возрождению интереса к гитаре как сольному инструменту.

Высокохудожественные сочинения Сора для гитары раскрывают богатые звуковые и полифонические возможности этого инструмента (многие из них входят в репертуар крупнейших современных гитаристов, в т. ч. А. Сеговии); издаются в разных странах (Р. С. де ла Маса издал в своей ред. 30 этюдов Сора).

Сору принадлежит ставшая классической «Школа для гитары», в которой указываются способы звукоизвлечения, аппликатура. Им введена новая постановка левой руки, даётся описание устройства инструмента (советами Сора пользовались при изготовлении гитар мастера И. Панормо в Лондоне и Шредер в Петербурге). «Школа» была переведена на различные языки, в т. ч. английский («Method for the Spanish guitar», ed. by A. Merrick; переизд. в Нью-Йорке в 1971); отдельные части её опубликованы на русском языке в журнале «Гитарист».

Автор опер, в т. ч. «Телемак на острове Калипсо» («Il Telemaco nell’isola di Calipso», 1797, Венеция, Барселона); балетов «Благородный сеньор» («El Seсor generoso», Лондон, 1820), «Прекрасная Арсена», «Альфонс и Леонора, или Любовник-живописец», «Сандрильона» (все три пост. в 1824 в Москве), «Геркулес и Омфала» (1826, Москва) и др., 2 симфоний, 3 струн. квартетов, фортепианных пьес, вокальных ансамблей.

Среди сочинений для гитары — сонаты, в т. ч. 2 большие, 6 дивертисментов, фантазии, вариации, этюды, танцы; для 2 гитар — дивертисмент, пьеса «Два друга» («Los dos amigos»), «Воспоминание о России» («Souvenir de Russie», дуэт, осн. на мелодиях рус. нар. песен, 1880; пьеса переработана H. Костом). 9 этюдов и 4 менуэта переизд. Б. Мирандой («Album de guitare XIII», P., 1961), этюды — P. Кьезой («Studi per chitarra», Milano, 1966), 24 этюда — H. Альфонсо («24 Etudes choisies pour guitarre», Brux., 1970).

Сочинения: Methode pour la guitare, Bonn, 1830, то же, R., 1832.

Литература: Русанов В., Фердинанд Сор, «Гитарист», 1904, No 1; Вольман Б., Гитара и гитаристы, Л., 1968, с. 40–45; Вайсборд М., «Воспоминание о России» К 200-летию со дня рождения Фернандо Сора, «МЖ», 1978, No 7, Font y Mоrеsе E., Una visita a Sor, «Notas musicales y literanas», 1882, No 1, Вuek F., Die Gitarre und ihre Meister, В., 1926, 1957; Rocamora M., Fernando Sor, Barcelona, 1957, Sasser W. G., The guitar works of Fernando Sor, Chapel Hill, 1961; Mаrini С., La muslca per chitarra di Fernando Sor, «Il convegno musicale», 1964, No 1.

M. A. Вайсборд
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


В истории искусства игры на гитаре особое место принадлежит испанскому композитору и гитаристу Сору.

Хосе Фернандо Макарио Сор родился 13 февраля 1778 года в Барселоне. Уже в раннем детстве Хосе обнаружил исключительные музыкальные способности. В пятилетнем возрасте мальчик сочинял песенки, сопровождая их собственным аккомпанементом на старой отцовской гитаре. Очень рано Хосе научился играть на скрипке и виолончели.

Музыкальное образование Сор получил в знаменитом каталонском монастыре Монсеррат, известном своими композиторами, органистами и замечательным хором. Состоя певчим монастырского хора, Сор под руководством композитора и хормейстера Ф. Вильды основательно изучил гармонию, контрапункт и получил солидную подготовку к композиции.

В тринадцать лет Хосе достиг большого мастерства в сочинении музыки. Когда его учитель не смог из-за болезни подготовить к сдаче в условленный срок торжественную мессу для солистов, хора и органа, Сор помог выйти из создавшегося затруднительного положения. Он за одну ночь блестяще выполнил этот сложный заказ.

После завершения образования в монастыре Сор возвратился в Барселону. Он стал постоянным посетителем итальянской оперы, дававшей спектакли в театре «Санта Круц».

В 1797 году в Барселоне состоялась премьера первой оперы Сора «Телемак», и в том же году опера была с успехом поставлена в Венеции.

Поселившись в Мадриде и найдя себе покровителей, Сор в этот период полностью отдался сочинению музыки. Однако в то же время музыкант совершенствует игру на гитаре в школе Ф. Моретти.

В 1802 году Сор становится офицером. Однако военная служба не показалась емупривлекательной. Хосе тянуло к музыке, в сердце у него всегда была гитара. В 1808 году он выходит в отставку. После успешных выступлений в Барселоне и Мадриде он отправился в Париж, где его искусство получило высокую оценку таких известных музыкантов, как Г. Берлиоз, Э. Мегюль, Л. Керубини.

Игра Сора пленила и англичан. Он был первым гитаристом, удостоившимся чести выступить в Лондонском филармоническом обществе. Благодаря благосклонности английских аристократов, Сор смог заняться творчеством. Он сочинял музыку, давал уроки игры на гитаре и выступал как гитарист-виртуоз на симфонических концертах Лондонского филармонического общества.

Осенью 1823 года вместе со своей женой, французской балериной Ф. Гюллень-Сор, музыкант отправился в Россию. Эту поездку сопровождал успех. Жена Сора стала прима-балериной и постановщицей его балетов на сцене московского Большого театра. Сам Сор, помимо выступлений в домах аристократов, 3 марта 1824 года выступил как гитарист публично в концерте арфиста Шульца и 28 марта того же года на концерте любимца московской публики пианиста Джона Фильда. В одну из своих поездок в Петербург Сор пригласила к себе императрица Елизавета Алексеевна — жена Александра I. Она проявила большую благосклонность к гитаристу.

Близость ко двору сулила музыканту блестящие перспективы, поэтому он намеревался остаться в России навсегда. Его балетом «Сандрильона» в Москве открылся в 1825 году Большой театр. На похоронах Александра I исполнили его «Траурный марш», а по случаю коронования нового императора Николая I в. Москве поставили его балет «Геркулес и Омфала». После этого свое положение Сор считал обеспеченным.

Однако в 1826 году высокая покровительница Сора умерла, и он вынужден был срочно покинуть Россию. Как пишет Б. Л. Вольман: «Иностранные источники глухо указывают, что причиной „бегства“ Сора из России была „чрезвычайно опасная любовная авантюра“. Не будем пытаться проникнуть в „тайны императорского двора“. Укажем лишь, что Сором был создан превосходный дуэт „Воспоминание о России“, сочиненный им для двух гитар на мотивы русских песен, соч. 63».

Сор вернулся в Париж, но через пять лет вторично отправился в Лондон. Здесь он прожил недолго. Судьба, которая ему в этом городе благоприятствовала, на этот раз отказала в успехе.

Возвратившись в Париж, Сор подружился со своим соотечественником, гитаристом Дионисио Агуадо. Они жили в одном доме и часто встречались. Со временем они образовали слаженный ансамбль, с которым стали выступать на концертах.

Сор сочинил гитарный дуэт под названием «Два друга». Создавая это произведение, он учитывал свои исполнительские особенности и Агуадо.

Манеру Сора отличала мягкая, бархатистая звучность, возникавшая в результате контакта мякоти пальца со струной, а игра Агуадо была отмечена светлым, блестящим звуком, извлекавшимся ногтем.

Сор продолжает активные выступления в качестве гитариста-солиста. Среди проживавших в то время в Париже известных гитаристов (Агуадо, Каркасси, Кост, Леньяни) испанский музыкант пользовался громадным авторитетом.

Но, увы, гитара стала выходить из моды. И материальное положение мастера ухудшалось. После продолжительной болезни 10 июля 1839 года Сор умер, полузабытый даже своими друзьями музыкантами. Похоронили знаменитого гитариста в дальнем углу парижского кладбища на Монмартре. Только спустя много лет могила Сора была восстановлена. 5 июля 1936 года на ней была водружена мемориальная плита. Многие гитарные сочинения испанского мастера и сегодня продолжают жить на концертной эстраде.

«В отличие от произведений Джульяни и других итальянцев, современников Сора, его гитарные пьесы не рассчитаны на чисто внешний эффект, — пишет Б. Л. Вольман. — Они написаны в манере венских классиков, привлекают внимание разнообразием средств выразительности, большим мастерством и прекрасным знанием особенностей инструмента. Гитару Сор трактует как полифонический инструмент и не ограничивается изложением мелодии и аккомпанемента. Из многих созданных им гитарных дуэтов и сольных пьес (фантазий, сонат, рондо, вариаций, этюдов и др.) наиболее полно демонстрируют его контрапунктическое мастерство и техническую изобретательность вариации на темы Корелли, Моцарта, Паизиелло и на оригинальные темы. Они особенно выигрывают при сравнении с вариациями других, современных Сору композиторов-гитаристов, сочинявших их по установившимся трафаретам. Сор — сторонник игры преимущественно мякотью пальца. Ноготь он применял лишь в виде исключения, когда стремился получить звук металлического оттенка».

В 1827 году в Лондоне опубликовали «Трактат о гитаре», написанный Сором, вероятно, в России. В этом произведении музыкант затрагивал многие существенные вопросы игры на гитаре. Трактат Сора для своего времени был лучшим сочинением о гитаре, получившим признание во Франции, Англии и России. Позднее, после переработки гитаристом Наполеоном Костом, он получил распространение как Гитарная школа Сора.

В основе исполнительских принципов испанского гитариста было стремление глубоко проникнуть в дух музыкального сочинения, правдиво раскрыть его слушателям. «Я провожу резкую грань между истинными музыкантами и простыми читателями нот…

Недостаточно уметь играть понотам, чтобы стать настоящим музыкантом, необходимо понимать музыку», — писал Сор в своей «Школе» для гитары. В этой работе подробно изучается инструмент — способы звукоизвлечения, гаммы, аппликатура. Среди нововведений Сора, сыгравших огромную роль в развитии гитарной техники, была новая постановка левой руки, которая создавала свободу движений и, как следствие, — ясное и чистое звучание.

«Школа» Сора издавалась во многих странах. В 1904 году она была опубликована в русском журнале «Гитарист». «Открыть доступ к этой „Школе“ всем русским гитаристам, — писал журнал в предисловии, — а одновременно с этим и доступ к исполнению произведений знаменитого композитора — вот что побудило нас приступить к ее переводу на русский язык».

Д. К. Самин

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Гитара 12.01.2011 в 23:52

рекомендуем

смотрите также

Вальтер Фельзенштейн Музыкальные и театральные деятели
Марго Фонтейн Танцовщики
Чарли Паркер Инструменталисты

Реклама