Курт Молль

Дата рождения
11.04.1938
Дата смерти
05.03.2017
Профессия
Тип голоса
бас
Страна
Германия
Курт Молль

Курт Молль (нем. Kurt Moll; 11 апреля 1938 — 5 марта 2017) — немецкий оперный певец (бас).

Немецкого певца Курта Молля справедливо считают одним из лучших басов второй половины ХХ столетия. Исполнитель обладал голосом широкого диапазона с красивым, ровным тембром на всех его участках, вплоть до глубоких низов. Курт Молль покорял публику своим «бархатным» тембром с «темным» оттенком, придававшим голосу чрезвычайно благородное звучание, и идеальным легато.

Курт Молль появился на свет в земле Северный Рейн-Вестфалия, в городе Буйр-бай-Керпен, расположенном недалеко от Кёльна. Музыкальное искусство увлекло его уже в детские годы: Курт осваивал гитару, но особенно полюбил другой инструмент, на котором также учился играть – виолончель. В мечтах мальчик видел себя знаменитым виолончелистом, однако судьба распорядилась по-иному: руководитель хора в школе, где Курт являлся солистом, переубедил его – усмотрев у ученика незаурядные вокальные данные, он посоветовал Моллю сосредоточиться не на инструментальном исполнительстве, а на искусстве пения. Курт Молль совету дирижера последовал: после завершения школьного курса он стал студентом Высшей музыкальной школы в Кёльне в качестве вокалиста. Не ограничиваясь занятиями в этом учебном заведении, Молль частным образом брал уроки у Эммы Мюллер.

Сценическая карьера Курта Молля началась уже в студенческие годы – он выступал в оперном театре в Кёльне. В этот театр он был принят в двадцатилетнем возрасте – в 1958 году. На сцене Кёльнской оперы Молль выступал на протяжении трех лет, после чего получил приглашение в Аахен. Здесь в его репертуаре появились новые партии: в «Летучем голландце» Рихарда Вагнера он пел партию Даланда, в «Волшебной флейте» Вольфганга Амадея Моцарта – Зарастро. В произведениях этих двух композиторов Курт Молль блистал на протяжении всей своей сценической карьеры.

После трех лет работы в Аахене Курт Молль принял приглашение оперного театра Майнца. В этом городе он пел в течение трех лет и здесь впервые исполнил партию Рамфиса в «Аиде» Джузеппе Верди, а также короля Марка в вагнеровской опере «Тристан и Изольда». Последующие пять лет исполнитель пел в театре другого немецкого города – Вупперталя. В 1967 году исполнитель впервые выступил на фестивале в Байрёйте, правда, в небольшой партии – он исполнил роль Второго рыцаря Грааля в опере «Парсифаль». В последующие годы певец продолжал выступать на этом фестивале, исполняя различные партии в вагнеровских операх: король Марк, золотых дел мастер Фейт Погнер в «Нюрнбергских мейстерзингерах».

С 1970 года Курт Молль пел в Гамбургской опере, но в то же время этот год стал для него началом международной карьеры. Ее отправной точкой послужило выступление певца на фестивале в Зальцбурге – он исполнил партию Зарастро. Его дебют в Баварской опере, состоявшийся в следующем году, был связан с творчеством Рихарда Вагнера – Молль исполнил партию Фейта Погнера. В последующие три с половиной десятилетия творческая деятельность Курта Молля была связана с Баварской оперой, но одновременно год от года росла его международная известность, расширялась география гастролей исполнителя.

В 1972 году состоялся его дебют в «Ла Скала». Певец выступил в роли Осмина в «Похищении из сераля». Партию эту Моцарт писал в расчете на своего современника Карла Людвига Фишера – это был поистине великий певец-бас, его диапазон простирался от ре большой октавы и достигал соль первой, и при этом голос его был чрезвычайно подвижным. Моцарт учел все эти особенности Фишера, и исполнителю партии Осмина необходимо обладать такими же достоинствами. Курт Молль таковыми определенно обладал – его называли лучшим исполнителем партии Осмина в ХХ столетии.

В 1974 году состоялось первое выступление Молля за океаном – в Сан-Франциско он исполнил партию Гурнеманца в «Парсифале», а пять лет спустя он пел в «Метрополитен-опера». Здесь он исполнял роль Спарафучиле в «Риголетто» Джузеппе Верди, а также Рокко в «Фиделио» Людвига ван Бетховена и Ландграфа в «Тангейзере» Рихарда Вагнера.

В последующие годы певец пел в Гамбурге, Вене и других городах. Курт Молль очень осмотрительно подходил к выбору репертуара – например, ему неоднократно предлагали роль Вотана в «Золоте Рейна», Ганса Сакса в «Нюрнбергских мейстерзингерах», но певец каждый раз отказывался, считая тесситуру этих партий слишком высокой для своего голоса. Он выбирал только те роли, которые мог исполнить с блеском – например, Хундинг в «Валькирии» или Командор в «Дон-Жуане».

Курт Молль прославился не только как оперный, но и как камерный певец. В его репертуар входили произведения Франца Шуберта, Иоганнеса Брамса, а также творения менее известных композиторов – например, Карла Лёве.

С 1990 года Молль преподавал в Высшей музыкальной школе в Кёльне. Один из его учеников – российский певец Владимир Робертович Миллер, бас-профундо.

В 2006 году из-за проблем со здоровьем Молль завершил сценическую карьеру. Его последнее выступление состоялось на оперном фестивале в Мюнхене – певец исполнил роль Ночного сторожа в «Нюрнбергских мейстерзингерах».

Курт Молль скончался в 2017 году.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама