Symphony music
Список сочинений Дворжака →
Статья о Дворжаке в Музыкальной энциклопедии →
Трудно сказать, какому жанру музыкального искусства Антонин Дворжак отдавал предпочтение. Автор десяти опер, ряда кантат и ораторий, он с не меньшей, если не с большей активностью работал в области инструментальной музыки. В его наследии, если считать и ранние произведения, при жизни композитора не опубликованные, девять симфоний, три сольных инструментальных концерта (для фортепиано, скрипки, виолончели), ряд увертюр, рапсодий, танцев (в том числе два цикла «Славянских танцев»), пять симфонических поэм, четырнадцать струнных и фортепианных квартетов, пять квинтетов, шесть трио и других камерно-инструментальных сочинений; следует еще добавить множество фортепианных циклов и отдельных пьес.
Инструментальная музыка Дворжака отмечена глубиной содержания и художественным совершенством. Редкая мелодическая щедрость и эмоциональная непосредственность при строгой логичности в разработке музыкального образа и тщательной отделке деталей; огненный темперамент, зажигательные ритмы в сочетании с интимной задушевностью, ласковой сердечностью; чистота голосоведения с применением певучих подголосков, что так свойственно славянской музыке; тонкость и гибкость гармонического письма, мастерское использование напевных свойств инструмента, оркестровое полнозвучие при разностороннем выявлении тембровых оттенков — таковы, в целом, особенности инструментального творчества Дворжака.
В течение долгих лет он писал непрограммные сочинения, подтвердив своим творчеством огромные выразительные возможности содержательной, образно-конкретной музыки. Он доказал нестареющую жизнеспособность классических сонатно-циклических форм, хотя со свойственной ему широтой художественных взглядов не отвергал средства выразительности листо-вагнеровской поэмности. Точно так же он относился к возможностям программной музыки, к которой, правда, до последнего своего творческого периода реже обращался (Напоминаем, что его последние симфонические произведения — три увертюры и пять симфонических поэм — программны.). Но, по сути дела, нельзя провести четкого водораздела между его программными и непрограммными произведениями, ибо содержательность, яркая образность и тех и других сочинений вызывает нередко у слушателя конкретные представления и ассоциации.
Исключительную творческую изобретательность обнаруживает Дворжак в разработке принципов сонатного allegro, что способствует острому выявлению драматического конфликта. Эту форму он чаще всего использует в крайних частях, причем трактует ее очень свободно (см. крайние части Восьмой или финал Девятой симфонии). Образное содержание этих частей многосторонне, но преобладает драматизм; широко отражены и сферы лирические, эпические или героические. Вдохновенна музыка средних частей сонатно-циклических сочинений Дворжака как камерно-инструментальных, так и симфонических. Здесь полней всего высказывается непосредственная и чуткая душа большого композитора и человека. Наконец, неповторимым своеобразием отмечены его энергичные и темпераментные скерцо, использующие ритмы чешских народных танцев, преимущественно фурианта.
* * *
С 1865 по 1893 год Дворжак написал девять симфоний. На протяжении начального десятилетия были созданы первые четыре произведения, которые взыскательный автор отказался опубликовать (изданы после его смерти). В 1875 году он написал Пятую симфонию (исполнена в 1879 году), но напечатана она была в частично обновленной редакции лишь в 1888 году как Третья симфония F-dur ор. 76. Далее последовали: Первая симфония D-dur ор. 60 (фактически шестая, 1880, исполнена в 1881, издана в 1882), Вторая d-moll ор. 70 (фактически седьмая, 1884, исполнена в следующем году, тогда же издана), Четвертая G-dur ор. 88 (фактически восьмая, 1889, исполнена в 1890, издана в 1892), Пятая e-moll ор. 95 (фактически девятая, 1893, тогда же исполнена, издана в 1894).
По содержанию Третья и Первая симфонии родственны: они выражают радостные настроения, эмоционально открытую, непосредственную лирику, веселье. Но в Третьей преобладают пасторальные мотивы, особенно в первой части, тогда как Первая по складу своему более мужественна и энергична. Образы чешской земли, национальные интонации и ритмы ярко запечатлены в обоих произведениях. Примечательно далее, что во второй части Третьей симфонии использованы выразительные приемы «думы», а юмор скерцо предвосхищает «Славянские танцы». В Первой же симфонии — впервые в симфонической литературе — третья часть обозначена как «фуриант». Характерно также для зрелого Дворжака стремление объединить цикл «сквозным» тематизмом.
Вторая симфония передает патриотические образы в героико-драматическом плане. Незадолго до того написанные кантата «Наследники Белой горы» и «Гуситская увертюра» близки ей по содержанию. Более того, в первой и последней части симфонии даже использована стремительная главная тема этой увертюры; отголоски гуситских гимнов слышны и во второй части. В целом симфония звучит как взволнованный гимн родине, а своим тревожно-драматическим тонусом она предвосхищает Пятую симфонию Дворжака. В то же время его Четвертая симфония скорее примыкает к образному строю Первой.
М. Друскин
Оркестровые сочинения Дворжака
Симфонии:
Симфония № 1 «Злоницкие колокола» до минор. 1865
Симфония № 2 си-бемоль мажор, ор. 4. 1865
Симфония № 3 ми-бемоль мажор, ор. 10. 1873
Симфония № 4 ре минор, ор. 13. 1874
Симфония № 5 фа мажор, ор. 76. 1875
Симфония № 6 ре мажор, ор. 60. 1880
Симфония № 7 ре минор, ор. 70. 1884—1885
Симфония № 8 соль мажор, ор. 88. 1889
Симфония № 9 «Из Нового света» ми минор, ор. 95. 1893
Концертные произведения:
Концерт для виолончели и фортепиано с оркестром ля мажор. 1865
Концерт для виолончели с оркестром си минор, oр. 104. 1894—1895
Концерт для скрипки с оркестром ля минор, oр. 53. 1879—1880
Концерт для фортепиано с оркестром соль минор, op. 33. 1876
Романс для скрипки с оркестром фа минор, ор. 11. 1873
Мазурка для скрипки с оркестром ми минор, oр. 49. 1879
Рондо для виолончели с оркестром соль минор, ор. 94. 1893
«Тишина» для виолончели с камерным оркестром ре-бемоль мажор, ор. 68/5. 1893
Симфонические поэмы:
Симфонические поэмы на сюжеты К. Я. Эрбена. 1896
«Водяной», oр. 107
«Полуденница», oр. 108
«Золотая прялка», oр. 109
«Голубок», oр. 110
«Богатырская песнь», op. 111. 1897
Увертюры:
Цикл концертных увертюр «Природа, жизнь и любовь»
«Среди природы», oр. 91. 1891
«Карнавал», oр. 92. 1891
«Отелло», oр. 93. 1891—1892
Трагическая (Драматическая) увертюра к опере «Альфред». 1870
Увертюра к опере «Ванда», oр. 25. 1879
«Отчизна моя», oр. 62. 1882
Гуситская увертюра, oр. 67. 1883
Рапсодии, серенады и сюиты:
Рапсодия (симфоническая поэма) ля минор, op. 14. 1874
Славянские рапсодии ре мажор, соль минор и ля-бемоль мажор, oр. 45. 1878
Серенада для струнного оркестра, oр. 22. 1875
Серенада для духовых, виолончели и контрабаса ре минор, oр. 44. 1878
Чешская сюита, ор. 39. 1879
«Американская» сюита ля мажор, ор. 98b. 1895.
Танцы и марши:
Славянские танцы
Первая тетрадь (№ 1—8), oр. 46. 1878
Вторая тетрадь (№ 9—16), oр. 72. 1886—1887
Пражские вальсы. 1879
Фестивальный марш, op. 54. 1879
Полонез ми-бемоль мажор. 1879
Полька «Пражским студентам», op. 53/A/1. 1880
Галоп ля мажор, op. 53/A/2. 1881
Прочее:
Симфонические вариации на собственную тему, oр. 78. 1877
«Легенды», ор. 59. 1881
Скерцо каприччиозо, oр. 66. 1883
«Йозеф Каетан Тыл», ор. 62. Увертюра и сценическая музыка к пьесе Ф. Ф. Шамберка. 1881—1882
Семь интерлюдий для малого оркестра. 1867
Ноктюрн си мажор для струнного оркестра, oр. 40. 1883
Фанфары. 1891