Оперетта-сказка для юношества Бориса Кравченко в двух действиях, восьми картинах с интермедиями, зачином и эпилогом.
Либретто Б. Кравченко и Ю. Погорельского.
Первое представление состоялось 23 марта 1974 года в Иванове.
Действующие лица:
Игнат-солдат (баритон); Наша (Дарьюшка) (сопрано); кузнец, отец Даши (бас); барин (бас или баритон); Митька, лакей барина (тенор); старый черт; первый черт; младший черт (травести); царь; Ефросинья, его дочь; Смерть; два царских гонца, солдаты, бояре, слуги барина, черти, гости на свадьбе.
«Приключения Игната — русского солдата» — одна из немногих советских оперетт, созданных по мотивам фольклора. (В 1941 году была написана оперетта Н. Тимофеева «Катерина — солдатская женка».)
Среди многообразия тем и сюжетов русских сказок Кравченко давно привлекали сказки о солдатах с их смесью героического и смешного, с их юмором, иногда грубоватым, с их несокрушимым оптимизмом. Первоначальный набросок либретто композитор осуществил сам, пересмотрев огромное количество фольклорных материалов. Позднее, уже yа стадии окончательной отделки пьесы, к нему присоединился поэт Юрий Погорельский.
Находчивый, смелый, никогда не унывающий русский солдат везде выходит победителем — в спорах с царем, с барином, с чертями, в столкновении с самой смертью. Под стать ему и Даша, строгая и верная в своих чувствах и умеющая постоять за себя. «Игнат и Даша — герои скорее реальные, чем сказочные, а различные ситуации и положения, в которые они попадают, помогают полнее раскрыть их характеры, показать в условно сказочной форме торжество добра над злом», — пишут авторы.
В музыке оперетты в соответствии с ее содержанием использованы солдатские песни, озорные частушки, веселые плясовые, лирические «страдания». Все эти фольклорные интонации органично сочетаются с современными гармониями и ритмами. Такие музыкальные темы, как мелодии песни Игната, арии Даши, их дуэта проходят через весь спектакль, являясь его лейтмотивами, способствуя его цельности.
Зачин. По авансцене под звуки военного марша движутся солдаты-новобранцы. Из глубины зрительного зала к ним идет Игнат со своей удалой песней «Чем богат, тем и рад». Он рассказывает новобранцам занятные истории из своей военной жизни и прощается с ними: окончена солдатская служба, Игнат идет искать свою долю.
Первое действие
Первая картина. «Среди долины ровныя». В бескрайнем поле засыпает усталый Игнат. С задумчивой арией «Ой вы, девичьи печали» появляется Даша. Она гадает о суженом, а покоренный ею солдат объясняется в любви. Дуэт Игната и Даши «Ты слова мне молвишь сладкие» — ласковый, в народном духе. Игнат предлагает Даше выйти за него замуж, но появляется черт и ссорит влюбленных. Дело в том, что черти поселились в кузне у Дашиного отца, и приход в дом сметливого солдата им совсем ни к чему. Обиженная Даша уходит, но издали видит, как Игната окружают царские гонцы. Они читают указ: кто расскажет царю сказку небывалую, неслыханную, тот получит в жены царскую дочь и богатое приданое. Игнат решает попытать счастья. Его куплеты «Хорошо быть царским зятем» — веселая плясовая.
Первая интермедия. Даша решила исправить беду, не отдать Игната царской дочке, да заодно и проверить его. Переодетая стрельцом, она идет навстречу солдату со слезами: «Бедный я, невезучий я». Назвавшись Степаном, царским стрельцом, она незаметно подсказывает Игнату, как перехитрить царя.
Вторая картина. «Солдат и царь». На царский двор является Игнат. Царь предупреждает бояр: какую бы сказку они ни услышали, должны кричать: «Слыхали, слыхали» — и ставить в том свои подписи на грамоте. Игнат рассказывает, как его отец дал царю в долг сто сундуков золота. Царю приходится либо дать солдату золото, либо выдать за него дочь. Он согласен на свадьбу, но Ефросинья, за которой усиленно ухаживает «Степан», отказывает солдату.
Вторая интермедия. Игнат жестоко корит себя за то, что потерял Дашу. Грустна его ария «Вновь ковер ромашковый».
Третья картина. «Солдат и барин». Барин требует, чтобы слуги ему придумали сказку для царя. Появившийся Игнат говорит, что они зря стараются: поздно. Барин требует сказать ему, чего на свете не бывает, иначе он выпорет Игната. Солдат рассказывает, что ходил на небо проведать покойного деда, видел там, как баринов батюшка его деду портянки стирает. И хотя барин заявляет, что такого не бывает на свете, все же солдату достаются плети. Размахивая саблей, вбегает «Степан». Он обещает Игнату найти Дашу.
Третья интермедия. Черти играют в карты и сплетничают о том, что солдату попало. Теперь ему не до них, да и Даша куда-то пропала.
Четвёртая картина. «Долг платежом красен». Митька чешет барину пятки. Их куплеты «Для начала для порядка» — частушки. Входит Игнат, переодетый банщиком. Он предлагает барину попарить его, а когда тот соглашается и входит в баню, привязывает к скамье и лупит плетью. Пока барин пытается выбраться из бани, солдат убегает. Финал акта — погоня.
Второе действие
Пятая картина. «Солдат и кузнец». В кузне кузнец пытается работать, черти ему мешают. Входит Игнат, и черти разбегаются. Игнат рассказывает кузнецу, что ищет девицу... Слышится ария Даши, и она выходит. Удивленный кузнец узнает, что солдат сватается к его дочери. Игнат обещает выселить чертей из кузни. Но в лукавом дуэте «Не хочу, не хочу» Даша отказывает солдату. Рассерженный Игнат совсем было уходит, но кузнец поддевает его: значит, чертей испугался! И солдат остается.
Четвёртая интермедия. Собрание чертей. Они решают съесть солдата, чтобы другим неповадно было.
Шестая картина. «Солдат и черти». Солдат входит в кузню, на него набрасываются черти, но он, перехитрив чертей, засовывает их к себе в ранец. Черти просят пощады и в качестве выкупа дают ему волшебный сундук. Из него можно вынуть все, что задумаешь, а если нужно от кого-нибудь избавиться, достаточно крикнуть: «Полезай», и тот сразу окажется в сундуке. Игнат отпускает чертей, в кузню входит «Степан». Игнат срывает с него шапку, отрывает усы и видит Дашу. Звучит их дуэт-реминисценция «Небо синее, высокое».
Пятая интермедия. Понурые черти под куплеты «Очертел нам белый свет» покидают кузню.
Седьмая картина. «Свадьба». В доме кузнеца справляют свадьбу Игнат и Даша. Весело звучит шуточная песня про снегиря «Жил снегирь-холостяк». Вбегает барин со слугами. Он хочет схватить солдата. Следом являются царские гонцы в поисках мужа для Ефросиньи. Игнат подсовывает им барина. После ухода посторонних гости радостно поют «славу» новобрачным.
Шестая интермедия. В полной темноте раздается голос Смерти: она грозит солдату.
Восьмая картина. «Солдат и Смерть». Больной Игнат лежит на лежанке (прошло двадцать лет). Солдат и Даша вспоминают прошлое (мелодрама на фоне хрупких, прозрачных звучаний). Даша уходит, появляется Смерть. Она не хочет дать солдату и трех минут, но соглашается разрешить ему покурить напоследок. Игнат просит ее открыть сундук, достать оттуда табаку и, когда сундук открыт, велит полезать в него. Смерть прыгнула в сундук, крышка захлопнулась.
Эпилог. Живой, здоровый Игнат запевает на мотив песни зачина «Сколько раз искры сыпались из глаз». Выходят солдаты и подпевают ему. Солдатским маршем и заканчивается спектакль.
Л. Михеева, А. Орелович