Piano Concerto (g-moll), Op. 33, B. 63
В 1876 г., вскоре после посещения Моравии, Антонин Дворжак приступил к сочинению Концерта для фортепиано с оркестром. Это было его первое соприкосновение с жанром инструментального концерта, если не считать Виолончельный концерт, относящийся к ранним произведениям: неоркестрованный, он и не исполнялся при жизни создателя (Дворжак даже никогда не вспоминал о нем). Почему в качестве солирующего инструмента было выбрано фортепиано? Дворжак был хорошим пианистом, однако он не был виртуозом и выступать предпочитал в составе камерных ансамблей или аккомпанируя певцам – и Фортепианный концерт определенно создавался не для авторского исполнения. Композитор рассчитывал на известного виртуоза – Карла Славковского. Дворжак был тогда еще не особенно известен, а Славковский охотно включал в репертуар творения чешских композиторов.
Концерт для фортепиано с оркестром соль минор – первое крупное сочинение Дворжака для фортепиано, но при его создании композитор продемонстрировал прекрасное знание пианистического арсенала выразительных средств своего времени. В чешской фортепианной музыке XIX столетия он занимает особое место как первый национальный образец концертного жанра.
Часть первая – Allegro agitato – имеет сокращенную оркестровую экспозицию, содержащую только главную партию. Она состоит из трех тем: первая – тревожная и печальная, вторая – волевая и мужественная, третья – спокойная, но по мере изложения приобретающая возбужденный характер. Последняя тема открывает сольную экспозицию, где впервые появляется побочная партия – ей присущ танцевальный ритм, а начало напоминает свирельный наигрыш. В заключительной партии танцевальность сочетается с песенностью. Первый раздел разработки строится на темброво-фактурном варьировании побочной партии, во втором разделе развиваются и сталкиваются темы главной. В репризе развитие становится еще более интенсивным. Основные этапы разработки в сжатом виде воспроизводятся в коде.
Вторая часть – Andante sostenuto – светла и созерцательна. Первая тема спокойна и повествовательна, вторая – проникновенна и печальна. Обе темы подвергаются вариационному развитию.
Жизнерадостный финал – Allegro con fuoco – утверждает волевое начало. Две темы, составляющие рефрен рондо-сонатной формы, активно развиваются в экспозиции и контрапунктически совмещаются в разработке, побочная партия не включается в активное развитие, сохраняя свой первоначальный облик. В репризе она звучит светлым гимном. Ликующая кода утверждает оптимистическую идею произведения.
Карл Славковский оправдал надежды Антонина Дворжака – он исполнил соль-минорный Концерт в марте 1878 г в Праге, в рамках Славянского концерта Академического читательского общества, дирижировал Адольф Чех. Несмотря на успешную премьеру, дальнейшая судьба произведения оказалась непростой, и определенную роль в этом сыграл характер фортепианной партии – она насыщена сложной техникой, но не виртуозна в строгом смысле: требуя значительных усилий от пианиста, эти сложности не воспринимаются публикой как эффектные приемы. По этой причине многие пианисты считали Концерт Дворжака произведением «неблагодарным», и большой популярностью – при всех своих достоинствах – он не пользовался. Это побудило чешского пианиста и педагога Вилема Курца переработать фортепианную партию: некоторые особо сложные фрагменты были упрощены, другие подняты на октаву, чтобы сольная партия рельефнее выделялась на фоне оркестровой ткани. В новой версии Концерт впервые прозвучал в 1919 г – солировала Илона Курцова, дирижировал Вацлав Талих. В таком виде произведение приобрело популярность (в этом была немалая заслуга Рудольфа Фиркушного – ученика Курца).
Честь возвращения в пианистический репертуар авторской редакции принадлежит советскому пианисту Святославу Теофиловичу Рихтеру. Одним из лучших исполнений произведения Дворжака считается запись, осуществленная Рихтером в 1976 г. с Баварским государственным оркестром (дирижировал Карлос Кляйбер). В настоящее время исполняется и та, и другая редакция – в некоторых изданиях приводятся оба варианта, чтобы музыкант мог сделать выбор.
Но и авторская редакция имеет разные версии. Вплоть до 1883 г., когда Концерт был впервые опубликован, Антонин Дворжак вносил в него изменения. В начале XXI столетия в Моравском музее в Брно была обнаружена прежде неизвестная копия Концерта, которая оказалась более ранней версией. Музыковед Людмила Смидова, исследовавшая ее, отметила, что фортепианная партия в ней менее виртуозна и детализирована, чем в окончательной авторской редакции. В исполнительскую практику эта ранняя версия не вошла, но сыграла важную роль в исследовании творчества композитора.
Симфоническое творчество Дворжака →