Circus lights fires
Оперетта Юрия Милютина в трёх действиях, шести картинах.
Либретто Я. Зискинда.
Первое представление состоялось 17 мая 1960 года в Москве.
Действующие лица:
Андрей Бакланов, артист советского цирка (тенор); Галина Шелест, наездница (сопрано); Костя Круглов, гимнаст (тенор); Ирина Алексеевна Воронцова, директор советского цирка; Глория Розетти, звезда цирка (сопрано); Витторио Розетти, ее отец, владелец и директор цирка; Фитцджеральд Мортимер Скотт, владелец фабрики подтяжек в Мельбурне; Вольдемар Викентьевич Лососиноостровский, человек с пестрой биографией, незаконнорожденный сын бывшего русского графа и балерины; друзья и соратники Лососиноостровского, которые за небольшое вознаграждение готовы на все: Одиссей Флегматикопуло, греческий подданный, в прошлом учитель танцев; донья Лолита Перес-и-Соль, знойная испанка и кинозвезда, которую столкнула с орбиты более удачливая соперница; Абдул-Гамид-бен-ибн-Гамид-бен-бей, турок, не без оснований изгнанный из гарема; Пижаяма Какао, японец, который работал в посольстве официантом, но считает себя дипломатом; артисты советского и иностранного цирков, туристы и служащие отеля, гости на приеме, газетчик.
Действие происходит в начале 60-х годов в одном из городов Западной Европы.
После краткой романтической увертюры перед закрытым занавесом герои спектакля поют бодрый, жизнерадостный марш цирковых артистов. Затем на авансцене появляется строго одетая красивая женщина средних лет — Ирина Алексеевна Воронцова. Она приглашает зрителей отправиться вместе с ее цирком в заграничную поездку.
Первое действие
Первая картина. Вестибюль гостиницы «Континенталь». Здесь оживленно: входят туристы, спускаются по лестнице жильцы, пробегают официанты и коридорные, работает за своей конторкой портье, кричит о сенсационных новостях газетчик. Под звуки циркового марша входят советские артисты с чемоданами и дорожными вещами. Галя, Андрей и Костя получают ключи от соседних номеров. В ответ на шутки они поют задорное трио «Мы трое неразлучных, испытанных друзей». Появляется Розетти с Мортимером, финансирующим его цирк из любви к Глории. А вот и Глория, вернувшаяся с покупками. Ее ариозо «Как хорошо, когда весна» мечтательно и лирично.
Авантюрист граф Лососиноостровский, узнав о прибытии советских артистов, намеревается поживиться. Он приводит свою «фирму» и представляет ее членов Воронцовой. Квинтет Лососиноостровского, Лолиты, Флегматикопуло, Какао и Абдула «Здрасьте, здрасьте» — комический, с пародийно испанскими, японскими и ориентальными интонациями в партиях соответствующих персонажей. «Фирма» предлагает обеспечить успех советскому цирку, а получив отказ, угрожает, что может организовать и провал.
Вторая картина. Через несколько дней в том же вестибюле. Входят артисты, окруженные многочисленными поклонниками. В хоре «Мы рады, что вы посетили наш город» они благодарят артистов, просят автографы. Глория и Витторио Розетти становятся свидетелями триумфа русских. А вот их дела очень плохи: цирк прогорает. Для Розетти единственный выход в браке Глории с Мортимером. Увидев входящего коммерсанта, Розетти оставляет его наедине с дочерью. В дуэте «Мисс Глория, не смейтесь надо мной» Мортимер объясняется в любви, но девушка отвергает его чувство и убегает. Вовремя появившийся Розетти пытается подсластить пилюлю, уговаривает Скотта проявить благородство, доброту и терпение, но тот не унимается. Проходящая мимо Воронцова предлагает организовать гастроли Розетти в Москве, но у директора есть уже другой план: он хочет с помощью дочери переманить в свой цирк Андрея Бакланова, и тогда их дела поправятся.
Андрей как раз идет через вестибюль. Он собирается прогуляться по городу, и Глория предлагает составить ему компанию. Их дуэт «Я люблю бродить вдоль улиц» — изящный медленный вальс. Молодые люди уходят, а в гостинице появляются граф Лососиноостровский и его друзья в ужасном виде: в синяках, ссадинах, хромающие. Это результат их попытки устроить обструкцию представлениям советского цирка. Теперь они пришли к Воронцовой с другим предложением: «добить» ее конкурента Розетти. Воронцова снова отказывает, и Лососнноостровский тут же пристраивается к Мортимеру секретарем.
Возвращаются Андрей и Глория. Коммерсант, ревнуя, устраивает скандал, на шум сбегаются артисты, и Галя, объявив Андрея своим женихом, уводит его.
Второе действие
третья картина. Сад гостиницы. Галина, Костя и Андрей горячо обсуждают предстоящий прием у Розетти. Галя упрекает Андрея за его несерьезное поведение, и он уходит рассерженный.
Дуэт Кости и Галины «Горько и обидно иногда» заканчивается веселым танцем.
Глория вновь встречается с Андреем. Она рассказывает, что Розетти не родной ее отец: она осталась сиротой во время войны. Рассказ Глории «Я помню в парижском предместье наш маленький цирк-шапито» — плавный вальс. В их дуэте «Я никогда еще, клянусь вам, не любил» раскрывается искреннее, хотя и неосознанное чувство Андрея к Глории. Взяв с него обещание быть на приеме, девушка уходит в одну сторону, Андрей — в другую, а в саду появляется «фирма». Лососиноостровский объявляет ее распущенной, а Лолиту, которой клялся в вечной любви, уговаривает потерпеть. Их дуэт «Клянусь, мы будем жить с тобой как в сказке» в ритме болеро основан на псевдоиспанской мелодии.
Четвёртая картина. В глубине сада, где возвышается небольшая эстрада и сервированы столы, артисты иностранного цирка встречают русских хлебом-солью. Звучит «Вальс дружбы». Воронцова читает телеграмму из Москвы, в которой цирк Розетти приглашается на гастроли. Галя звонко поет свою песню «Дорогие друзья, приезжайте».
Розетти объявляет концертный номер в честь гостей — песенку Глории с хором «Двенадцать музыкантов». Советские артисты тоже подготовили выступление — клоунаду, вальс и русскую кадриль. А в глухом уголке сада у беседки Лососиноостровский передает вновь созванной фирме «заказ» Мортимера: они должны украсть Бакланова, чтобы затем выдать его за перебежчика! Абдул, Одиссей и Пижаяма получат за это триста долларов. Лолите ничего не достанется, так как она участия не принимает.
Андрей и Глория, разговаривая, приближаются к беседке. Андрей признается в любви. Взволнован и пылок их дуэт «Ты в жизнь мою ворвался, словно ветер». Лососиноостровский отзывает Глорию, а три авантюриста, после недолгой борьбы, связывают и уносят Андрея.
Третье действие
Пятая картина. Заброшенная загородная вилла. Бакланова сторожат его похитители. Глория, которой разъяренная Лолита выдала тайну, приходит сюда, платит «фирме» и освобождает Андрея.
Шестая картина. За кулисами цирка обычная суета перед началом спектакля. Андрей торопливо заканчивает гримироваться, Галя и Костя объясняются. Звучат их бравурные куплеты «Наконец-то! Наконец-то встало все на место!» Вбегает взволнованная Глория: Розетти и Мортимер улетели, бросив ее и труппу на произвол судьбы. Ей предлагают поступить в советский цирк, но Глория не может бросить в беде товарищей. В Москву поехать они тоже не могут: труппе сначала надо окрепнуть. Советские артисты решают дать в их пользу представление.
Андрей Бакланов начинает свое выступление. Его песню «Мы рады, что встретились с вами» подхватывают все артисты советского цирка.
Л. Михеева, А. Орелович