Английский композитор Фредерик Дилиус был сыном выходца из Германии и получил музыкальное образование в Лейпцигской консерватории – но в его творчестве нельзя усмотреть значительного влияния австро-немецкой музыкальной традиции. Отсутствие такового особенно очевидно в его симфоническом творчестве: у Дилиуса немало оркестровых сочинений, но ни одной симфонии он не написал. Драматизм, традиционно свойственный этому жанру, не был присущ его музыке, отражающей не столько конфликты, сколько тончайшие смены настроений.
Одним из первых симфонических сочинений композитора стала сюита «Флорида». В этом американском штате Дилиус провел более года. Вопреки надеждам отца, он не преуспел в управлении апельсиновой плантацией, но окончательно осознал свое предназначение к музыкальной профессии и близко познакомился с песнями американских негров. Их интонации звучат во «Флориде». Первая часть – «Рассвет» – открывается лирической мелодией, которая сменяется оживленным танцем. Вторая часть – «У реки» – очаровательная элегия в трехчастной форме. Третья часть – «Закат» – состоит из двух разделов, первый из которых являет собой образец утонченного музыкального пейзажа, а второй выдержан в танцевальном ритме. В заключительной части сюиты – «Ночью» – фанфарные интонации духовых сменяются мелодией в духе спиричуэлс. С американскими впечатлениями композитора связана и симфоническая поэма «Гайавата».
Значительная часть жизни Дилиуса прошла во Франции. Свои впечатления от французской столицы он воплотил в оркестровой пьесе «Париж: Песнь о великом городе». «Таинственный город», «город удовольствий», «город музыки и танцев» – так говорил Дилиус о Париже. Образ «таинственного города» воплощен в медленном вступлении, за которым следует яркая музыкальная картина парижской ночной жизни. Небольшой лирический фрагмент живописует Париж как город любви, затем вновь звучат интонации, напоминающие о парижских ресторанах. В заключительном разделе возникают звуки пробуждающегося города – начинается новый день.
Со времени знакомства с Эдвардом Григом в Лейпциге предметом пристального интереса Дилиуса стала культура скандинавских стран. Этот интерес воплотился в том числе и в симфоническом творчестве композитора. Одним из его проявлений стало создание в 1897 г. музыки к политически острой комедии норвежского писателя Гуннара Хейберга «Народный совет», высмеивающей норвежский парламент. Музыка к этой пьесе впоследствии исполнялась отдельно от спектакля как «Норвежская сюита».
Другое воплощение норвежской тематики – баллада для оркестра «Жили-были» («Eventyr»). При ее создании композитор вдохновлялся сборником «Норвежские народные сказки», составленным и опубликованным норвежским писателем и собирателем фольклора Петером Кристеном Асбьёрнсеном в 1841 г. Дилиус утверждал, что в своей балладе он стремился не воспроизвести сюжет какой-либо конкретной сказки, а передать общую атмосферу народных преданий, однако музыка, насыщенная яркими контрастами, заставляет предполагать обратное. Образы Норвегии воплощены и в сюите «Эскизы северной страны», над которой Делиус работал в 1913–1914 гг. Сюита состоит из четырех частей: мрачные первые две части – «Осень» и «Зимний пейзаж» – сменяются оживленным «Танцем» и энергичным «Весенним маршем».
Питая любовь к норвежской культуре, Дилиус не мог пройти мимо творчества Генрика Ибсена. Поэма норвежского писателя «Paa Vidderne» («На высотах») стала основой одноименного музыкального произведения, которое изначально мыслилось как мелодрама (музыкальные фрагменты, перемежающиеся чтением стихов), но затем было переработано в симфоническую поэму. В поэме Ибсена герой покидает и старушку-мать, и молодую красавицу-жену, чтобы вести в горах жизнь одинокого скитальца – гром водопадов в горах ему милее, чем звон церковных колоколов, он жаждет «жизнь пить полной чашей», устремляясь к вершине. Воплощением романтических устремлений героя становится энергичная триольная тема.
Важную роль играют в симфоническом творчестве Дилиуса образы природы. Эта черта с особой яркостью проявилась в сочинениях, созданных начале ХХ столетия и отмеченных влиянием импрессионизма с его тонкой и красочной оркестровой звукописью. Такова, например, оркестровая пьеса «Слушая первую кукушку весной», в которой композитор отдал дань своей любимой норвежской тематике. Пьеса представляет собою свободное развитие мелодии норвежской песни «В долине Ола», перемежаемое имитацией крика кукушки у кларнета. В другой оркестровой пьесе – «Летняя ночь на реке» – передается впечатление от реки Луэн, недалеко от которой композитор жил во Франции много лет.
К симфоническому творчеству Дилиуса примыкают оркестровые эпизоды из его опер – в частности, из оперы «Ирмелин», созданной по мотивам скандинавских сказок. Опера эта, поставленная лишь через девятнадцать лет после смерти композитора, потерпела фиаско, но симфонические фрагменты из нее впоследствии исполнялись как сюита. Для сюиты «Ирмелин», как и для других оркестровых сочинений Дилиуса, характерна утонченность и идилличность, изящная звукопись. Именно симфоническое творчество в первую очередь позволят причислить Дилиуса к представителям английского импрессионизма.