Horn Trio (Es-dur), Op. 40
В своем камерно-инструментальном творчестве Иоганнес Брамс не всегда обращался к классическим инструментальным составам. Например, среди последних сочинений композитора – ансамблевые сочинения с участием кларнета, а в 1865 г. Брамс создал трио для другого смешанного состава: скрипка, фортепиано и валторна. Хотя произведение было завершено в 1865 г., некоторые музыковеды высказывают предположение, что начало работы над ним относится к 1850 г. С произведениями раннего периода его роднит эмоциональная открытость, в Трио в полной мере раскрывается мир восторженной романтической души, но в строгости и лаконичности формы ощущается рука опытного, зрелого композитора.
По признанию Иоганнеса Брамса, основная тема первой части Трио ми-бемоль мажор родилась, когда он прогуливался по Шварцвальду. Но только ли «романтика леса» побудила композитора обратиться к натуральной валторне? Брамс владел несколькими инструментами, в том числе и валторной – и в детстве он нередко играл на этом инструменте для своей матери. Возможно, на выбор инструментального состава повлияли воспоминания о детстве, тем более, что в период работы над произведением композитора постигло несчастье – умерла мать. Связь между этим трагическим событием и ми-бемоль-мажорным фортепианным трио представляется вероятной, учитывая образный строй произведения, в котором рядом с упоением жизнью и романтическим томлением возникают интонации скорби в части первой – Andante – Poco più animato – и еще в большей степени в третьей – Adagio mesto.
Ми-бемоль-мажорное трио для скрипки, валторны и фортепиано впервые прозвучало в ноябре 1865 г. в Цюрихе, а в следующем году сочинение было издано. Это произведение Иоганнеса Брамса можно назвать истинным подарком для валторнистов – ведь камерный репертуар с участием этого инструмента далеко не так разнообразен и богат, как у пианистов и скрипачей. Валторнисты любят участвовать в исполнении брамсовского Трио. Впрочем, Иоганнес Брамс, одним из первых использовавший такой инструментальный состав, вдохновил иных композиторов, которые в последующие годы обращались к этому составу. Например, в 1982 г. Трио для валторны, скрипки и фортепиано создал Дьёрдь Шандор Лигети. Этот венгерский и австрийский композитор посвятил свое произведение памяти Иоганнеса Брамса, чьим примером он был вдохновлен при создании Трио.
Камерно-инструментальное творчество Брамса →