Lorenzo Da Ponte
Настоящее имя и фамилия — Эмануэле Конельяно, Conegliano. При крещении семьи отца (еврей по национальности) в 1763 получил имя ченедского епископа Лоренцо Да Понте. С 1769 учился в духовной семинарии в Портогруаро; в 1773 принял монашеский сан (аббат). Преподавал литературу и красноречие (1774-76 в Тревизо, откуда был уволен за распространение руссоистских идей). Жил в Дрездене, с 1781 в Вене (1783-91 — придворный поэт-либреттист), с 1792 в Лондоне (в том числе работал в «Кингс-тиэтр»). В Вене и Лондоне написал 30 самостоятельных и несколько переводных либретто, преимущественно в жанре оперы-буффа.
Выделяются его тексты для опер В. А. Моцарта: «Свадьба Фигаро» (по Бомарше), «Наказанный распутник, или Дон Жуан» (переделка либретто Дж. Бертати) и «Все они таковы, или Школа любовников» («Так поступают все женщины»). На тексты Да Понте писали оперы А. Сальери («Богач на день» — первое либр. Да Понте, 1784; «Аксур, царь Ормуза» — переделка либретто оперы «Тарар» Сальери, написанного Бомарше, и др.), B. Мартин-и-Солер («Добродетельный ворчун», по К. Гольдони; «Редкая вещь, или Красота и добродетель», по новелле Л. Велеса де Гевары «Дианино древо»), C. Стораче («Ошибки», по «Комедии ошибок» Шекспира), П. Винтер («Похищенная Прозерпина» — последняя работа Да Понте, 1804) и др.
Лучшие либретто Да Понте отмечены мастерством характеристик, искусным построением интриги (особенно в финалах), изяществом стиха. С 1805 Да Понте жил и работал в Северной Америке. Был здесь театральным антрепренёром (итальянская оперная труппа в Нью-Йорке), преподавал итальянский язык и литературу (в том числе с 1825 в Колумбийском университете в Нью-Йорке). Его мемуары («Воспоминания Лоренцо Да Понте из Ченеды, им самим написанные») интересны как историко-культурный документ, но не безупречны с точки зрения фактологии.