Tonhalle Zürich
Безусловно, самым известным музыкальным брендом Цюриха является его Оперный театр (Opernhaus Zürich). Однако этот город располагает и великолепным академическим концертным залом, обладающим потрясающей акустикой и являющимся постоянной базой здешнего оркестра. Уверен, что такие наименования как Tonhalle Zürich и Tonhalle-Orchester Zürich – хотя, конечно же, большей частью заочно – известны и отечественным меломанам. Следует заметить, что само название Tonhalle эксклюзивности имени собственного в себе не несет: в переводе с немецкого оно как раз и означает «концертный зал» (в качестве одного из возможных вариантов названия данной нарицательной единицы). Но в связке с постоянной репетиционной и концертной базой известнейшего оркестра Швейцарии и с названием города Цюриха, оно, несомненно, предстает уникальным, всемирно признанным музыкальным брендом. Любопытно заметить, что «Тонхалле» был построен по проекту тех же самых венских архитекторов Фердинанда Феллнера и Германа Хелмера, которые спроектировали и здание Цюрихской оперы.
Впервые «Тонхалле» распахнул свои двери для публики в 1895 году, и случилось это всего лишь на четыре года позже после открытия нового здания Оперного театра – нового и последнего, которое после капитальной реконструкции 1982 – 1984 годов функционирует и поныне. Строительство «Тонхалле» началось в 1893-м, а спустя два года на открытии нового зала не кто иной, как Иоганнес Брамс дирижировал своей «Триумфальной песней» («Triumphlied», op. 55) для баритона, хора и оркестра: это знаменательное событие произошло 19 октября 1895 года. Однако в 1939 году, за счет упразднения неосновной, вспомогательной части здания и многих архитектурных элементов (например, ротонды с башнями и боковыми секциями-«флигелями»), практически вплотную к его оставшейся части был пристроен Kongresszentrum (если смотреть на нынешний вход для зрителей, то слева, ближе к набережной Цюрихского озера). Увы, по оригинальному архитектурному ансамблю эта «варварская» модификация нанесла, конечно же, непоправимый удар.
Но сегодня, по прошествии десятилетий, если не знать, как было раньше, парадоксально приходишь к следующему умозаключению: это новое неожиданное соседство вряд ли назовешь уместным и оправданным, но, в принципе, основному зданию «Тонхалле» оно особо и не мешает. Свое исконное концертное назначение этот культурный объект, и по сей день сохраняя уникальную акустику и исторические интерьеры, вовсе от этого не утратил. Парадоксально и то, что памятником исторической архитектуры здание «Тонхалле» было признано только тогда, когда оно составило физически неделимый ансамбль с «Центром Конгрессов». Между прочим, давно уже анонсировано, что в сезоне 2013/2014 «Тонхалле» должна ожидать капитальная реконструкция, но, как говорится, поживем – увидим… А пока зал функционирует в своем привычном режиме, и его абонементные планы уже сформированы и на следующий музыкальный год – сезон 2012/2013.
Сегодня наружному облику «Тонхалле», прямоугольной «коробке» красно-рыжего кирпича (речь идет только об оригинальной постройке), свойственен вполне «классический» облик весьма удачно соединенной архитектурной эклектики. Лучше всего оценить ее вы сможете, если будете подходить к зданию по Клариденштрассе по направлению к набережной. Основной колер строения нарядно расцвечен белыми вставками различных структурных элементов. Это, прежде всего, центральная колоннада над входом для зрителей, начинающаяся с уровня второго этажа и заканчивающаяся на уровне плоской крыши двускатным фронтоном по типу древнегреческого портика (невозможно при этом не обратить внимания, что на крыше по стороне нынешнего главного фасада здания установлены символические вазы-амфоры). Это и арки части оконных проемов, создающие иллюзию средневекового итальянского палаццо. Это и тяжеловесные «фризы» перекрытий другой части оконных проемов, и фальш-колонны с торца здания, и даже круглые окна-«иллюминаторы», стиль которых устремлен уже к модерну ХХ века. Это и поэтажная окантовка в целом «красного» здания светлыми бордюрными поясами...
Лишь только «легкий» козырек перед входом, похоже, пристроенный позже, да еще навес, общий для «Тонхалле» и «Центра Конгрессов», придают всему ансамблю здания некую привнесенную «легкомысленность». В остальном же, в его облике всё монументально и основательно. Основательность царит и внутри. Сразу при входе – большой просторный вестибюль, где размещаются кассы. Уже за «контрольной чертой» – еще больший вестибюль нижнего этажа, где расположен гардероб. На втором этаже, на уровне партера – просторный холл, из которого ведут входы в зрительные залы: Большой (1546 мест) и Малый (634 места). Общее классически строгое убранство Большого зала в пастельно-светлых, но приглушенно неярких тонах, хотя и детально декорировано, всё же не создает ощущения помпезной перегруженности элементами декора ни в части потолочных сводов, ни в части росписи центрального плафона потолка, ни в части балюстрады центральной галереи с боковыми балконами, буквально нависающими над партером (а также над сценой) и украшенными ионическими колоннами. При самóм устройстве освещения зала, также создающем атмосферу таинственной приглушенности, классически массивные центральные люстры-«зонтики», подвешенные вдоль оси потолка, кажутся последним «дизайнерским» росчерком, довершающим всё великолепие интерьера. Сцена Большого зала оборудована ступенчатым оркестровым подиумом, а ее центральной «композицией» является большой духовой орган Kleuker-Steinmeyer, который был установлен не так уж и давно – в 1988 году.