Переменные функции (вторичные, местные функции) — ладовые функции, «противоречащие основной ладовой установке» (Ю. Н. Тюлин). В процессе развития муз. произв. тоны лада (в т. ч. и осн. тоны аккордов) вступают в многообразные и сложные отношения друг с другом и с общим тональным центром. При этом всякое квартово-квинтовое соотношение тонов, удалённых от центра, порождает местную ладовую ячейку, где связи тонов имитируют тонико-доминантовые (или тонико-субдоминантовые) связи осн. ладовой ячейки. Оставаясь подчинённым общему тональному центру, каждый из тонов может временно принимать на себя функцию местной тоники, а лежащий квинтой выше его — соответственно доминанты. Возникает цепочка побочных ладовых ячеек, в к-рых реализуются противоречащие осн. ладовой установке тяготения. Элементы этих ячеек выполняют П. ф. Так, в C-dur тон с имеет осн. устойчивую ладовую функцию (прима тоники), но в процессе гармонич. смен может стать и местной (переменной) субдоминантой (для тоники g), и местной доминантой (для переменной тоники f). Возникновение местной функции аккорда способно оказать влияние на его мелодич. фигурацию. Общий принцип П. ф.:
Все местные опоры (на схеме — Т) Ю. Н. Тюлин называет побочными тониками; тяготеющие к ним П. ф. (на схеме — D) — соответственно побочными доминантами, распространяя это понятие и на диатонич. аккорды. Неустойчивые П. ф. могут быть не только доминантовыми, но и субдоминантовыми. В результате все тоны диатонич. квинтового ряда образуют полные (S — T — D) ладовые ячейки, кроме краевых тонов (в C-dur f и h), т. к. уменьшенно-квинтовое соотношение лишь при нек-рых условиях уподобляется чисто-квинтовому. Полную схему основных и П. ф. см. вверху колонки 241.
Помимо названных гармонич. П. ф., тем же способом образуется и мелодич. П. ф. При диатонич. вводных тонах усложнение и обогащение происходит за счёт
перемены значения тонов, прилегающих к данному сверху и снизу:
(напр., звук III ст. может стать вводным тоном ко II или IV). При альтерационных вводных тонах в систему главной тональности вносятся характерные элементы родственных тональностей:
Теория П. ф. расширяет и углубляет представление о связях аккордов и тональностей. В след. отрывке:
И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир», том I, прелюдия es-moll.
кульминационная неаполитанская гармония на основе переменности функций выполняет также местную функцию тоники Fes-dur. Это делает возможным привлечение в es-moll отсутствующего в данной тональности мелодич. хода ces-heses-as (в es-moll должно быть ces-b-as).
Побочная доминанта (ко II ст.) a-cis-e(-g) в C-dur с позиций теории П. ф. оказывается альтерационно-хроматич. вариантом чисто-диатонич. побочной доминанты (к той же ступени) а-с-е. Как переменно-функциональное усиление многоплановости гармонич. структуры трактуется происхождение полифункцио- нальности, полигармонии и политональности.
Истоки теории П. ф. восходят к 18 в. Ещё Ж. Ф. Рамо выдвинул идею «имитации каденции». Так, в типичном секвентном последовании VI — II — V — I первый двучлен, по Рамо, «имитирует» оборот V — I, т. е. каденцию. В последующее время Г. Шенкер предложил термин «тоникализация» нетонического аккорда, обозначив им тенденцию каждой из ступеней лада к превращению в тонику. М. Гауптман (а за ним и X. Риман) в анализе гармонич. каденции T — S — D — T усматривал стремление начальной T становиться доминантой для S. Невнимание Римана к функциональным процессам на ладовой периферии — существ. упущение функциональной теории, к-рое и вызвало необходимость теории П. ф. Эта теория была разработана Ю. Н. Тюлиным (1937). Аналогич. идеи высказывал и И. В. Способин (различение «центральных» и «местных» функций). Теория П. ф. Тюлина отражает психологич. особенности восприятия: «Оценка воспринимаемых явлений, в частности аккордов, все время изменяется в зависимости от создающегося контекста». В процессе развития постоянно происходит переоценка предыдущего по отношению к настоящему.
Литература: Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, т. 1, Л., 1937, М., 1966; Tюлин Ю. H., Привано Н. Г., Теоретические основы гармонии, Л., 1956, М., 1965; их же, Учебник гармонии, М., 1959, М., 1964; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969.
Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.