Целотоновый лад, целотонный лад, — симметричный лад, в основе которого лежит целотоновое шестизвучие (гамма или аккорд). Применяется гл. обр. в виде целотонной гаммы, хотя возможен и в виде системы основных тонов, расположенных по целым тонам (ср. увеличенный лад, уменьшённый лад). Образец целотонового лада (почти вся пьеса выдержана в гамме b-c-d-e-fis-gis):
К. Дебюсси. Прелюдии для фортепиано, No 2, «Паруса», такты 9–14.
Функцию устоя выполняет здесь центральный тон b. Благодаря структурному родству целотонового ряда и увеличенного трезвучия целотоновый лад часто очень сходен с увеличенным ладом и может объединяться с его устоями (М. И. Глинка, «Руслан и Людмила», Сцена похищения Людмилы). Целотоновый лад ограничен в своих художественных возможностях. См. Симметричные лады, Ладовый ритм.
Ю. H. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.