от греч. epitalamios — свадебный, брачный, от epi — при, перед и talamos — брачный покой
Свадебная песнь, бытовавшая в античной музыкальной практике как часть художественного оформления свадебного обряда. Исполнялась перед брачным покоем хором, иногда и двумя хорами (юношей и девушек). Тематика сохранившихся текстов Э. свидетельствует о связи с фольклорной традицией. Существовали величальные Э. (epitalamios ymnos и epitalamios odn) и Э.-плачи. Нередко в Э. использовались мифологич. сюжеты (напр., в одной из эпиталам Сапфо описывается свадьба Гектора и Андромахи). О музыке Э. судить трудно, т. к. среди дошедших до нас памятников антич. муз. иск-ва соч. этого жанра отсутствуют, а древние муз.-теоретич. трактаты не сообщают об Э. ничего конкретного. Только Аристид Квинтилиан ("О музыке", 1, 12) упоминает Э. наряду с др. жанрами, каждый из к-рых исполнялся в особой звуковысотной области. Нередко окончание раздела формы Э. сопровождалось возгласом men o Ymenaie ("гимен, о Гименей!"), отчего Э. иногда назывались Гименеями (Гименей - Ymnnaos, или 'Ymenaios, в др.-греч. мифологии спутник Афродиты, бог брака). Сочинитель Э. назывался "эпиталамиограф" (epitalamiograpos).
К жанру Э. обратился А. Г. Рубинштейн в своей опере "Нерон" (1876).
Издания: Сапфо. Стихотворения и фрагменты, М., 1915.
Литература: Морева Н., Мифологизм русской и античной свадебной песни, "Ученые записки ЛГУ (Сер.: Филологич. науки)", 1939, No 33, вып. 2; Толстой И. И., Сапфо и тематика ее песен, в его кн.: Статьи о фольклоре, М.-Л., 1966; Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Вестник древней истории", 1971, No 4.
E. В. Герцман