Финский балет

'Сюита в белом'. Финская национальная опера. Балетм. С. Лифарь

Финский балет

Народные финские танцы схожи со шведскими, а в вост. районах отчасти с русскими. Они исполняются в медленном темпе, сосредоточенно, даже несколько меланхолично. Ф. б. стал развиваться только в 20 в. С 1879 в Хельсинки (Гельсингфорс) работал Оперный театр, но первая постоянная балетная труппа появилась в 1920-х гг. Ранее в танц. сценах выступали артисты Т. Детерхольм, М. Грипенберг, Т. Нисканен.

Крупным событием в 1908 явились гастроли группы рус. артистов — А. П. Павловой, Л. Н. Егоровой, Е. П. Эдуардовой, Н. Г. Легата, А. Р. Больма. Организатор этих гастролей, будущий директор Оперного театра Э. Фацер стал создателем балетной труппы. Он пригласил в нач. 1920-х гг. балетм. Г. Ге (Грёнфельдта) и учившихся в Петрограде артистов Э. Билль, А. Сакселина, М. Пайчеву, Е. Любтикову, О. Облакову.

Первый спектакль — «Лебединое озеро», поставленный Ге в 1922, повторял петроградскую редакцию балета (в гл. партии — Пайчева). Затем Ге перенёс в Хельсинки (также сохраняя в неприкосновенности хореографию) балеты М. М. Фокина «Сильфиды», «Петрушка», «Шехеразада», «Видение розы», а также «Тщетную предосторожность». В них выступали ученица Ге Л. Нифонтова и её партнёр А. Мартикайнен. Ге возглавлял труппу до 1935 и в 1955–62; в 1935–54 балетмейстером был Сакселин, с 1962 — Н. Берёзов.

В 1940–60 репертуар включал: «Спящую красавицу» (балетм. М. Скипинг, позднее — Берёзов), «Коппелию»; «Испытание любви» на муз. Моцарта (оба — балетм. Берёзов), «Эсмеральду», «Весну священную»; «Сюиту в белом» на муз. Лало, «Ромео и Джульетту» на муз. Чайковского и «Жар-птицу» (все — балетм. С. Лифарь), «Фрекен Юлию» (балетм. Б. Кульберг); «Этюды» и «Картсилуни» Рисагера (балетм. Х. Ландер). Сов. балетмейстеры поставили «Бахчисарайский фонтан» (балетм. Р. В. Захаров), «Жизель» и «Каменный цветок» (балетм. Л. М. Лавровский). Создавались и нац. балеты: «Скарамуш» Сибелиуса (1935, балетм. Сакселин; 1955, балетм. Коскинен), «Сага» и «Туонельский лебедь» на муз. Сибелиуса (балетм. Сакселин), «Голубая жемчужина» на муз. Мелартина, «Песси и Иллюзия» Соннинена (оба — балетм. Коскинен).

В 1930-50-х гг. ведущие танцовщицы — Коскинен, М. фон Бар, Д. Лайне, Л. Такселль, Э. М. Сюльвестерсон, М. Л. Раяла, И. Худова, К. Карнакоски; танцовщики — К. Салин, Л. Ахонен, Й. Лэтти. Среди молодых артистов 70-х гг.: М. Тервамо и И. Тикканен (часто работают за рубежом), С. Энглунд (выступает в Королевском дат. балете). В 70-е гг. труппу возглавляли Берёзов, Сюльвестерсон, А. Картер, Худова. При оперном театре с 1920-х гг. работает балетная школа.

И. Виенола-Линдфорс
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Batteries, батри Балет и танец
Глас Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Респонсорий Церковная музыка
Флюгельгорн Музыкальные инструменты
Мозаика Музыкальные жанры
Трактус Термины и понятия
Пикколо Термины и понятия
Терция Термины и понятия
Альбом музыкальный Термины и понятия
A la seconde, а ля згонд Балет и танец
Хроматическая гамма Термины и понятия

Реклама