Болеро (испан. bolero) — испанский народный танец. По некоторым источникам, создан ок. 1780 танцовщиком Себастьяном Сересо. Первоначально применялись ритмич. формулы
позднее близкий к полонезу ритмический рисунок
или
Темп движения умеренный. Болеро танцуют в сопровождении гитары и барабана, танцующие поют и отбивают на кастаньетах сложные триольные ритмы. Болеро состоит из 5 частей — Paseo, Traversias, Diferencias, Traversias, Finale. Каждая часть болеро завершается неожиданными остановками. Первая часть — хореографическое изображение прогулки. В импровизационной по характеру средней части (Diferencias) танцующие поочерёдно демонстрируют своё искусство. Особенной сложностью отличаются «полётные» движения мужчин.
Существуют различные варианты болеро. В Андалусии это сольный или парный танец, проходящий в умеренно быстром движении; в Кастилии распространено болеро-сегидилья, отличающееся более медленным движением; в Леоне болеро исполняется парами в 3 ряда; на Балеарских островах — двумя женщинами и мужчиной. В 1-й половине 19 в. болеро, обычно исполнявшееся в Испании в дни народных праздников на улицах и площадях, переходит на сцену. Ф. Барбьери вводит болеро в сарсуэлу «Премьера артистки».
Интерес к болеро начинает проявляться и за границей. Обработки нар. Б. имеются у Л. Бетховена («Песни разных народов», тетр. 1, NoNo 19 и 20). Болеро включается в оперы и балеты — «Слепые из Толедо» Мегюля, «Прециоза» Вебера, «Чёрное домино», «Немая из Портичи» Обера, «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, «Лебединое озеро» Чайковского, «Коппелия» Делиба и др., вдохновляет композиторов на создание многочисленных песен и романсов («Победитель», «О, дева чудная моя» Глинки, «Оделась туманами Сиерра-Невада» Даргомыжского, «На бой быков смотреть пошли» Делиба), а также инструментальных произведений («Болеро» для фортепиано ор. 19 Шопена, болеро «Puerta de Tierra» для фортепиано Альбениса, «Болеро» для оркестра Равеля, и др.).
И. Альбенис. Болеро «Puerta de Tierra» для фортепиано. Из собрания «Recuerdos de Viaje».
Кубинское болеро — разновидность румбы. Ему свойствен более медленный темп, музыкальный размер 2/4 или 2/2 и ритм.
Стало известно в европейских странах с 1945.
М. А. Вайсборд
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.