Carolyn Carlson
Визуальная поэзия Каролин Карлсон
Развитие современного танца в Европе во многом определило незначительное событие – гастроли во Франции в 1968 г. труппы американского хореографа Алвина Николаса с ведущей солисткой Каролин Карлсон, завоевавшей несколькими месяцами спустя престижную премию «Лучшая танцовщица» на Международном танцевальном фестивале в Париже.
Американка финского происхождения, получившая образование в школе танца в Сан-Франциско, а затем в Университете штата Юта, была зачислена в труппу одного из знаковых американских хореографов, где протанцевала несколько лет, вплоть до переезда во Францию. С 1971 года она уже воплощала основы танцевальной философии Николаса, как мастера чистейшего дизайна XX века в компании Анни Беранже. В 1972 году Карлсон поставила свой первый балет «Rituel pour un rêve mort» (музыка Галуппи, Мортона Фельдмана, Пьера Анри), показанный на Авиньонском фестивале. Этот спектакль она сопроводила поэтическим манифестом: в основе танца всегда лежит философия и духовность, поэтому своё творчество она назвала «визуальной поэзией».
Начиная с 1973 года, Карлсон вначале хореограф, а затем руководитель театральной исследовательской группы в Парижской опере. В начале 80-х она переезжает в Венецию, где становится художественным руководителем и хореографом собственной группы в Театре «Ла Фениче» в Венеции. И далее, как калейдоскоп: из Городского театра Парижа — в Хельсинки, Германию, Голландию, а потом и в «Кульберг-балет», в Швецию, где сменила на посту хореографа Матса Эка, а оттуда — в Картушери, в Париж, руководить парижской театральной студией L’Atelier de Paris. Покинув Венецианское биеннале, где была директором секции танца, — едет в Рубе и задерживается там до 2013 года. C 2014 года Каролин Карлсон является фриланс-хореографом, возглавляя собственную компанию, расположенную в Национальном театре Шайо в Париже.
Кто же такая Каролин Карлсон, сыгравшая ключевую роль в становлении современного танца Италии и Франции? Танцовщица, чьё влияние, порой, выглядит более значимым через многочисленную плеяду её учеников и последователей, нежели через её собственную карьеру?
Стиль творчества Карлсон, свободный от условностей и строящейся на импровизации, некоторые называют «нью дженерейшн», пост-Вудсток хореографией. Один из критиков, Марсель Мишель, как-то назвал её «дальней кузиной Айседоры Дункан, которая ясно и просто сумела выразить свою жизнь на языке танца так, что это является вечным источником вдохновения». Сама же Карлсон остаётся верной своему миру жеста и музыки. Хотя этот мистический мир, сотворённый из ощущений, мечты, отражений памяти, давно отдалился от формализма Алвина Николаса, несмотря на то, что его ученица периодически возвращается к истокам через форму и движение придуманной ею хореографии.
Формирование личностной философии Карлсон приходится на бунтарские 60-е годы, имеющие в своём активе Вудсток-фестиваль — символ конца «эры хиппи» и начала сексуальной революции. В то же время, как говорит сама хореограф, источником артистической философии для неё является учение Дзен. В одном из интервью Карлсон сказала, что она воспринимает Дзен как философию искусства и жизни, это не источник психоанализа, а источник вдохновения. Благодаря Дзен, все самое важное — это то, что происходит именно сейчас. Ей не нравится само понятие репертуара, поэтому все её танцы рождаются, живут и умирают со временем, в которое они были созданы, и с людьми, их исполнившими. Джорж Росси, артист труппы Карлсон, рассказывал, что хореограф не перестает трудиться над ранее созданным. Движение, жесты, музыка – все, что казалось приемлемым вчера, сегодня становится другим. Как говорит сама Карлсон, она во всём следует своей интуиции и никогда не ошибается. Вдохновением являются труды философов, природа и поэзия. Создание танца начинается с набросков собственных стихов. Ритм поэзии перетекает в движения, определяющие строение будущего сочинения. Как только становится понятной идея хореографии, пишется музыка, передающая настроение, задуманное автором.
Основными композиторами, с которыми Карлсон работает на протяжении не одного десятка лет, являются Рене Обри, Мишель Порталь и Габриэль Яред. Музыка — это часть творческого процесса, и она практически всегда создаётся одновременно с хореографией и адаптируется к танцу. И вот тут начинается главное — импровизация.
Диане Вишнёвой удалось поработать с хореографом, хотя Карлсон принципиально не сотрудничает с классическими балеринами. (Первой классической балериной, с которой работала Каролин Карлсон, стала Карла Фраччи. Для Биенале в Венеции в 1999 году был создан спектакль с её участием.) В одном из интервью, делясь впечатлениями о процессе работы над спектаклем «Женщина в комнате», Диана рассказала, что, когда пришла на первую репетицию, то увидела огромный стол, на котором были разбросаны страницы со стихами Арсения Тарковского. Все закончилось тем, что Вишнева декламировала стихи Тарковского во время представления, это было абсолютно невероятно для неё. А Карлсон, описывая собственную версию событий, рассказала, что всегда находилась под влиянием фильмов Андрея Тарковского, использовавшего стихотворения отца в своих работах. Источником вдохновения для начала творческого процесса Карлсон решила взять одно из стихотворений Арсения Тарковского и фильмы Андрея Тарковского. Когда Карлсон предложила Вишнёвой поучаствовать в процессе создания спектакля, балерина была «слегка» удивлена, так как никто и никогда таким образом с ней не работал. По словам Карлсон, ушло немало времени, чтобы Диана поверила в свою способность быть соавтором в рождении спектакля.
Несмотря на то что импровизация – это отправная точка творчества, исполнитель, перевоплощающейся в «огонь, ветер, воду, гротеск, хорошее, плохое», играет ключевую роль в хореографии Карлсон. Выстраивая геометрический рисунок танца, используя интерпретацию самого исполнителя в виде основного выразительного средства, она ушла от формального построения фигур, что являлось ключевым инструментом её учителя Николаса. Отрицая наличие особой техники в своих балетах, Карлсон признаёт присутствие собственного стиля, который заключается в её «личной интерпретации взаимоотношений между пространством и временем, между движением и энергией».
Чтобы понять философию творчества Карлсон, надо смотреть её соло-спектакли (у неё их около десяти, и каждый длится не менее полутора часов), рассказывающие о хореографе гораздо больше, чем её многочисленные интервью. Карлсон умело выстраивает визуальный ряд: цветовая гамма (яркая или приглушённая) подобрана так, что она активно, но не агрессивно, участвует в действии, разыгранном на сцене. У Николаса она воинствующая, у Карлсон — привносит гармонию и шик. Также удачно работает свет, расставляя акценты в соответствии с замыслом автора. Музыка живёт вместе с движением танца, и кажется, что они не могут существовать отдельно друг от друга.
Хореография Карлсон, как основное средство коммуникации, многосложна: в ней нет набора простых, часто повторяющихся движений, создающих ощущение монотонной примитивности. И если танец у Николаса бравурный, вызывающий, направленный во вне, то у Карлсон – интимный, обращённый во внутрь себя. Это как раз то, что проповедует философия Дзен – познание внутренней природы, погружение в суть, мистическое созерцание. Поэтому соло-спектакль – всегда история, рассказанная языком жестов. Карлсон, хорошо сложенная, высокого роста, с изящной тонкой шеей, длинными руками и ногами, по-видимому, могла бы стать хорошей классической балериной.
Есть запись 1975 года, где она танцует в своём балете «Density 21.5». Созданный в 1973 году, он отличается по стилистике её работ последних лет прежде всего тем, что в нём она использует элементы классической хореографии, подчёркивающие красоту длинных, элегантных линий её арабесков и аттитюдов. Центральное место в танце по сей день играют руки исполнительницы, которые то взлетают как крылья вверх, то падают безжизненно вниз, то обвивают тело, а потом замирают в замысловатой геометрической фигуре, заполняя своими линиями пространство сцены. Последнее соло в «Dialogue with Rothko» Карлсон исполнила на премьере спектакля в 2013 году. Она не изменила себе – она все так же элегантна, выразительна, красива и талантлива.
Каролин Карлсон создала около 100 работ: многие из них являются одними из лучших в истории современного танца. Среди них необходимо особо отметить такие постановки, как «Density 21.5», «Год лошади», «Голубая дама», «Степь», «Земля», «Знаки», «Письмена на воде» и «Инанна». Её последней работой стал балет «Сейчас» (Now), премьера которого прошла в Национальный театре Шайо в Париже в 2014 году. В 2006, впервые в истории Венецианского биенале премия «Золотой лев» была вручена хореографу. Им была Каролин Карлсон.
Ирина Ширинян, Belcanto.ru