Александр Андреевич Архангельский (11 (23) октября 1846, село Старое Тезиково, Пензенская губерния — 16 ноября 1924, Прага) — русский хоровой дирижёр и композитор. Заслуженный артист Республики (1921).
«В своих лучших произведениях он вводит нас в тайники души страдающей и ищущей смирения в Боге», — в этих словах заключена вся суть творчества русского композитора Александра Андреевича Архангельского.
Родина композитора — Пензенская губерния, село Тезиково. Александр был младшим из трех детей в семье сельского священника. Лишившись отца в семилетнем возрасте, мальчик рано познал тяготы крестьянского труда, но это не помешало любви к музыке. Мать очень любила петь, и это помогало развивать природную одаренность сына.
Талант Александра был замечен в Краснослободском духовном училище, куда он поступил после церковно-приходской школы. Обладая прекрасным голосом, он был зачислен в хор, а в скором времени его перевели в Пензу в губернское училище и приняли в хор архиерейский в качестве солиста. В шестнадцатилетнем возрасте Архангельский продолжил образование в семинарии. В тот год ему было доверено замещать регента. Успешно справляясь с новыми обязанностями, юный дирижер обрел известность в Пензе, но понимал, что многому еще должен научиться. Изрядную часть своего скромного заработка он тратил на уроки гармонии, игры на скрипке и дирижирования.
Завершив учебу в семинарии, Александр Андреевич некоторое время продолжал работать в том же хоре как второй регент, затем стал первым, но целью его было высшее музыкальное образование, и в 1870 году он уехал в Санкт-Петербург. Там он задумался о медицинской профессии, но скоро осознал, что это не его стезя. Получив соответствующее разрешение, он экстерном сдал экзамены на звание регента, и его назначили регентом Саперного батальона.
Жизнь дирижера не была легкой — заработка регента не хватало на жизнь, приходилось работать еще и бухгалтером. Но именно благодаря этой подработке он встретил земляка, который посодействовал ему в организации собственного хора. Созданный Архангельским в 1880 году хор состоял всего из шестнадцати человек, но это не помешало привлечь внимание и любителей музыки, и профессионалов. По прошествии пяти лет Архангельский сделал решительный шаг. В то время в российских хорах, которые пели духовные сочинения, сопрановые и альтовые партии исполняли мальчики, а Архангельский заменил их женщинами. Благодаря этому исполнительский состав стал более стабильным, это позволило повысить исполнительский уровень и расширить репертуар. Это начинание Архангельского было подхвачено другими регентами.
Репертуар хора был широк и разнообразен, в него входили сочинения Максима Созонтовича Березовского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Джованни Палестрины и многих других авторов. Проводились тематические концерты, посвященные творчеству разных композиторов — сначала отечественных, а затем и западных. Исполнял хор и сочинения самого Архангельского. Духовная музыка составляет основную часть композиторского творчества Архангельского: «Всенощное бдение», «Милость мира» и многое другое. Не все творения Архангельского были рассчитаны на хор такого уровня, как его собственный — он создал немало песнопений с таким расчетом, чтобы они могли исполняться в церковно-приходских школах. Не ограничиваясь духовной музыкой, Александр Андреевич создавал хоровые обработки русского фольклора.
К концу XIX столетия хор, возглавляемый Архангельским, сравнялся по значимости с такими исполнительскими коллективами, как Синодальный хор в Москве и Придворная певческая капелла в Санкт-Петербурге. В 1898 году хор впервые гастролировал по России, вторые гастроли состоялись в 1901 году, а через шесть лет хор с большим успехом выступил в Германии.
Тяжелые времена для Архангельского и его хора настали с приходом Советской власти: небольшое имение композитора подверглось разграблению, а репертуар хора, который именовался теперь Государственным хоровым коллективом, отныне следовало согласовывать с Наркоматом просвещения — разумеется, об исполнении духовной музыки вопрос даже не ставился. Положение усугублялось голодом и другими материальными лишениями, подрывавшими здоровье, а ведь композитор был уже немолод.
В 1923 году Архангельский отправился в Прагу, где возглавил Общестуденческий русский хор, которым руководил до самой смерти в 1924 году. В соответствии с последней волей Архангельского в 1925 году прах его был похоронен в Ленинграде.
С 2002 года музыкальное училище в Пензе носит имя Архангельского.