Митропулос, Димитри
Митропулос был первым выдающимся артистом, которого дала миру современная Греция. Он родился в Афинах, в семье торговца кожей. Родители предназначали его сначала к карьере священника, затем пытались определить в моряки. Но Димитри с детства любил музыку и сумел убедить всех, что именно в ней — его будущее. К четырнадцати годам он уже знал наизусть классические оперы, недурно играл на рояле — и, несмотря на молодость, его приняли в Афинскую консерваторию. Митропулос занимался здесь по классам фортепиано и композиции, писал музыку. Среди его сочинений была опера «Беатриса» на текст Метерлинка, которую консерваторское начальство решило поставить силами студентов. На этом спектакле присутствовал К. Сен-Санс. Под впечатлением яркого таланта автора, дирижировавшего своим сочинением, он написал о нем статью в одной из парижских газет и помог ему получить возможность совершенствоваться в консерваториях Брюсселя (у П. Жильсона) и Берлина (у Ф. Бузони).
После завершения образования Митропулос в 1921—1925 годах работал ассистентом дирижера в Берлинской государственной опере. Он так увлекся дирижированием, что вскоре почти забросил композицию и фортепиано. В 1924 году молодой артист стал руководителем Афинского симфонического оркестра и быстро начал завоевывать известность. Он посещает Францию, Германию, Англию, Италию и другие страны, гастролирует и в СССР, где его искусство также получает высокую оценку. С особым блеском исполнял греческий артист в те годы Третий концерт Прокофьева, одновременно играя на рояле и управляя оркестром.
В 1936 году по приглашению С. Кусевицкого Митропулос впервые гастролировал в США. А три года спустя, незадолго до начала войны, он окончательно переезжает в Америку и быстро становится одним из самых любимых и популярных дирижеров в Соединенных Штатах. Бостон, Кливленд, Миннеаполис были этапами его жизненного и творческого пути. Начиная с 1949 года он возглавляет (поначалу вместе со Стоковским) один из лучших американских коллективов — оркестр Нью-йоркской филармонии. Уже будучи больным, он оставил этот пост в 1958 году, но до последних дней продолжал вести спектакли в «Метрополитен-опера» и много гастролировать в Америке и Европе.
Годы работы в США стали для Митропулоса периодом расцвета. Он слыл превосходным интерпретатором классики, горячим пропагандистом современной музыки. Митропулос первым представил американской публике множество сочинений европейских композиторов; среди премьер, прошедших в Нью-Йорке под его управлением, — скрипичный концерт Д. Шостаковича (с Д. Ойстрахом) и Симфония-концерт С. Прокофьева (с М. Ростроповичем).
Митропулоса нередко называли «загадочным дирижером». Действительно, его манера внешне была на редкость своеобразной — он дирижировал без палочки, крайне лаконичными, порой почти незаметными публике движениями рук и кистей. Но это не мешало ему достигать огромной выразительной силы исполнения, целостности музыкальной формы. Американский критик Д. Юэн писал: «Митропулос — виртуоз среди дирижеров. Он играет своим оркестром, как Горовиц играет на рояле — с бравурой и стремительностью. Сразу же начинает казаться, что его техника не знает никаких проблем: оркестр отвечает на его «прикосновения» так, словно это рояль. Его жесты наводят на мысль о многокрасочности. Тонкий, серьезный, как монах, когда он выходит на эстраду, он не сразу выдает, какой мотор заключен в нем. Но когда музыка струится под его руками, он преображается. Каждая часть его тела ритмически движется вместе с музыкой. Его руки простираются в пространство, а пальцы кажутся собирающими все звуки эфира. Его лицо отражает каждый оттенок музыки, которой он дирижирует: вот оно наполнено болью, вот расплывается в открытой улыбке. Как всякий виртуоз, Митропулос зачаровывает аудиторию не только сверкающей демонстрацией пиротехники, но и всей своей личностью. Он обладает тосканиниевской магией вызывать электрический ток в тот момент, когда ступает на эстраду. Оркестр и публика попадают под его контроль, как заколдованные. Даже по радио ощущается его динамическое присутствие. Можно не любить Митропулоса, но остаться равнодушным к нему — нельзя. И те, кому не по душе его интерпретация, не могут отрицать, что этот человек уносит с собой слушателей своей силой, своей страстностью, своей волей. То, что он гений, ясно каждому, кто хоть раз слышал его...».
Л. Григорьев, Я. Платек