Людкевич Станислав Филиппович (Пилипович) (12 (24) XII 1879, Ярослав, ныне в Польше — 10 IX 1979, Львов) — советский композитор, теоретик, педагог и музыкальный деятель. Народный артист СССР (1969). Герой Социалистического Труда (1979). Доктор музыкознания (1908, Вена).
В 1901 окончил философский ф-т Львовского университета. Брал уроки композиции у М. Солтыса (1898–01, Львов), у А. Землинского и Г. Греденера (1907–08, Вена). В 1901–07 преподавал в гимназиях (Львов, Перемышль). В 1908–14 директор, в 1919–39 преподаватель теоретич. предметов во Львовском высшем муз. ин-те им. Н. В. Лысенко, в 1939–72 профессор, зав. кафедрой теории музыки и композиции Львовской консерватории. Дирижёр любительских хоров, публицист, составитель и редактор муз. изданий.
Людкевич — один из крупнейших мастеров украинской симфонической музыки и монументальных кантат. В раннем периоде творчества находился под влиянием музыки Н. В. Лысенко и П. И. Чайковского. Позже Людкевич выработал собственный стиль, в к-ром близость к украинскому муз. фольклору сочетается с богатой палитрой гармонич. средств и полифонич. приёмов, основанной на претворении нек-рых особенностей неоромантич. иск-ва.
Связь Людкевича с революционно-демократич. движением в Западной Украине, поддерживаемая и направляемая лично И. Я. Франко, обусловила идейную направленность его муз. соч. (напр., концепция кантаты-симфонии «Кавказ» и её посвящение рус. революционным событиям 1905). Программное начало, к-рое ощущается во всех инстр. соч. Людкевича, — результат эстетических воззрений и мироощущения композитора. Не утратили значения некоторые музыковедческие работы Людкевича и его принципы систематизации народных песен.
Сочинения:
оперы — Бар Кохба (1926, незаконч.), Довбуш (либр. собств., по нар. сказаниям, 1955, исп. фрагменты); кантаты — Кавказ (кантата-симфония по поэме Т. Г. Шевченко, 1905–13, 1-я часть — Прометей, изд. 1905, полностью партитура — в Киеве, 1962), Заповiт (Завещание, на сл. Шевченко, 1934, 2-я ред. 1955) (за оба соч. Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1964), Наймит (на сл. И. Франко, 1940); для оркестра — Прикарпатская симфония (1952), симфониетта (1943), симф. танец (1910), Галицкая рапсодия (1928), симф. поэмы Каменярi (Каменотёсы, по поэме Франко, 1926), Меланхолический вальс (по новелле О. Ю. Кобылянской, 1920), Днепр (1947), Моисей (по поэме Франко, 1956), Не забудь юних днiв (на сл. Франко, 1957), Рондо юнакiв (Молодёжное рондо, 1948), фантазия — Наше море (1957); концерты с орк. — 2 для фп. (1920, 2-я ред. 1950; 1957), для скр. (1945); фп. трио (1919, 2-я ред. 1950), вариации на укр. тему для скр. и фп. (1949); хоры с орк. — Вечный революционер (на сл. Франко, 1898), Наша дума, наша песня (на сл. Шевченко, 1931), Конкистадоры (на сл. Франко, 1941); хоры, в т. ч. Последний бой (сл. Л., исп. в 1914), Восени (Осенью, на сл. Франко, 1940), Гей, славяне (1949), Заповiт пiонерам (на сл. А. Олеся, 1967) и др.; инстр. пьесы, романсы, песни, обр. нар. песен, сб. укр. нар. песен.
Литературные сочинения: Нацiоналiзм в музицi, «Артистичний вiсник», 1905, No 6–10; Галицько-pycкi народнi мелодii, в сб.: Етнографiчний збiрник НТШ, т. 21–22, Львiв, 1906–08; Загальнi основи музики (Теорiя музики), Коломия, 1921; Матерiали до науки сольфеджiо i хорового спiву, Львiв, 1930, 1942; Форма солоспiву Лисенка, в сб.: Науковi записки Львiвськоi державноi консерваторiп, вип. 1, (Львiв), 1957; Гармонiчна мова М. Леонтовича, там же; Дослiдження, статтi, рецензii, Киiв, 1973. Учебные пособия, статьи о Д. С. Бортнянском, M. M. Вербицком, Н. В. Лысенко и др.
Литература: Загайкевич М., С. П. Людкевич, Кипв, 1957; её же, Патрiарх украпнськоп музики, «Культура i життя», 1969, No 102; Штундер З., Музично-фольклористична дiяльнiсть С. П. Людкевича, в сб.: Украпнське музикознавство, вип. 2, Кипв, 1967; Павлишин С., Станiслав Людкевич, Кипв, 1974.
В. Л. Гошовский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.