Bartłomiej Pękiel
Служил придв. музыкантом в Варшаве; в 1633-37 органист корол. капеллы, с 1641 также помощник капельмейстера, в 1649-55 гл. капельмейстер, одноврем. руководил хором мальчиков капеллы. С 1658 до конца жизни возглавлял вок.-инстр. капеллу в Вавельском соборе в Кракове. Автор первой польской кантаты-оратории "Слушайте, смертные!" ("Audite Mortales", 2 ч., сюжет осн. на легенде о Страшном суде). П. принадлежат также 9 месс (для хора а cappella и вок.-инструментальные), в т. ч. 4-гол. "Прекраснейшая..." ("Missa pulcherrima ad instar Praenestini"), 13-гол. конц. "Ломбардская месса" ("Missa concertata la lombardesca"), 6-гол. "Месса воскресения Господня" ("Missa de resurrectione Domini") и др. В мессах П. использованы польские духовные песни. Среди др. соч. - мотеты (сохранилось 11), осн. на cantus firmus из григорианского хорала, лат. песни. В нек-рых духовных произв. проявляется влияние конц. венецианского стиля. Написал также ряд светских соч. - ок. 40 танцев для лютни, 3 канона; ему принадлежат обр. польских коленд. Произв. П. отличаются развитой контрапунктич. техникой и представляют собой образцы раннего барокко в польск. музыке. При жизни П. был издан лишь 6-гол. тройной канон в сб. "Музыкальное сито" ("Cribrum musicum", 1643, Венеция). Рукописи П. хранятся в б-ках Кракова, Гданьска, Берлина и Упса-лы. Соч. П. были изданы Ю. Сужиньским в Познани в серии "Памятники польской духовной музыки" ("Monumenta musices sacrae in Polonia", в т. ч. "Missa pulcherrima" (t. 3, 1889, t. 4, 1896); отд. произв. опубликованы Изд-вом старинной польской музыки в Варшаве в 1927-29 и в Кракове в 1950-70.
Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954; Opienski H., La musique polonaise, P., 1918, 1929; Feicht H., Bartolomiej Pekiel, "Przeglad muzyczny", 1925, No 10-12; его же, "Audite Mortales" Bartolomieja Pekiela, "Kwartalnik muzyczny", 1929, No 4; Muzyka w okresie polskiego baroku, в кн.: Z dziejуw polskiej kultury muzycznej, t. 1, rozdz. H. Feichta, Kr., 1958, s. 157-230.
З. Лисса