«Сказание об Орфее» (итал. La favola di Orfeo) — камерная опера Альфредо Казеллы в 1 действии, либретто Коррадо Паволини по пьесе Анжело Полициано.
Премьера: 1932 г. Театр Гольдони, Венеция.
Со времен творения Якопо Пери, в 1600 г. положившего начало оперному жанру, древнегреческий миф об Орфее был одним из излюбленных оперных сюжетов. К нему обращались композиторы разных времен и народов — от Клаудио Монтеверди до Александра Журбина — и каждая эпоха в лице того или иного композитора представляла свою интерпретацию вечного сюжета об искусстве, бросающем вызов смерти. Одно из воплощений сюжета об Орфее и Эвридике в ХХ столетии принадлежит перу итальянского композитора Альфредо Казеллы.
В 1931 г., еще не завершив полностью оперу «Женщина-змея», Казелла приступает к работе над новым сочинением — оперой «Сказание об Орфее». Произведение это создавалось специально для постановки в рамках Венецианского музыкального фестиваля. Сам композитор воспринимал создание «Сказания об Орфее» как «акт полной веры в музыкальный театр», где музыка может безраздельно царствовать над поэзией и драматическим действом. Можно сказать, что опера Казеллы объединила три эпохи: композитор Новейшего времени создавал произведение на сюжет древнегреческого мифа, интерпретированного поэтом эпохи Возрождения.
Литературной основой либретто, созданного другом Казеллы Коррадо Паволини, стало произведение Анжело Амброджини, известного как Полициано. Этот итальянский поэт и драматург, друг Лоренцо Медичи, никогда не воспевавший в стихах его деяния, знаток греческой и латинской литературы, создал пьесу «Сказание об Орфее» в 1480 г. Эта пьеса, написанная за два дня и ставшая в XVII столетии основой «Орфея» Монтеверди, поистине могла родиться только в Италии в эпоху Ренессанса.
По внешним признакам это был миракль — жанр, зародившийся в Средневековье и представлявший собой театрализованное представление на сюжет из Библии или из жизни какого-либо святого, но Полициано сделал сюжетом миракля античный миф. Однако даже в эпоху Ренессанса уже возникали сомнения во всесилии и человека, и искусства: Орфей предстает отнюдь не героической фигурой, он не столько вступает в противоборство с судьбой, сколько взывает к состраданию. Чудесной силой, устанавливающей гармонию в мире, обладает поэзия, но не поэт — утрата гармонии обрекает героя на гибель.
Из пьесы Полициано композитором и либреттистом были отобраны ключевые моменты, необходимые для создания одноактной камерной оперы, звучащей менее часа. В отличие от эпохи классицизма в лице Кристофа Виллибальда Глюка, ни Ренессанс в лице Полициано, ни ХХ век в лице Казеллы не отказывались от трагической развязки древнегреческого мифа: в опере (как и в пьесе Полициано) Орфей, полностью отвергший женскую любовь после окончательной потери Эвридики, погибает от рук вакханок. Такой сюжетный ход способствует музыкальному контрасту особого рода: солисту-мужчине (центральному герою) противопоставляется женский хор (мужского хора в «Сказании об Орфее нет»).
Опера очень динамична, сквозное развитие в ней преобладает над номерной структурой, хотя композиция выстроена очень четко и соразмерно (и это напоминает о традициях искусства Ренессанса). В музыкальном языке переплетаются разнообразные истоки — и неоклассицистское стремление к архаической стилизации, и традиции оперного веризма с его эмоциональной насыщенностью, и острые диссонансы ХХ века.
Например, открывающая оперу одноголосная мелодия, излагаемая в унисон, кажется одновременно и современной в своих причудливых изгибах и неустойчивости, и архаичной. Углубленно-задумчивое оркестровое вступление и неистовый хор вакханок, завершающий оперу становятся своеобразными «колоннами», поддерживающими величественную «арку» оперы. В ней выделяются три большие арии, разделенные вокально-декламационными эпизодами, а также инструментальными интерлюдиями, живописующими смерть Эвридики и сошествие Орфея в царство Плутона.
Несмотря на ярко выраженные черты музыкального языка ХХ столетия, Казелла — как и подобает итальянскому композитору, не отказывается от вокального начала, опера пронизана пением. Камерный стиль оперы подчеркнут прозрачностью оркестровой фактуры.
Опера Казеллы «Сказание об Орфее» была впервые представлена в сентябре 1932 г., во время Венецианского фестиваля, в театре Гольдони. Произведение было благосклонно принято публикой, однако критика приняла его весьма прохладно.
В последующие годы сценическая судьба «Сказания об Орфее» складывалась непросто. В 1971 г. была осуществлена запись оперы, однако в репертуаре музыкальных театров мира она появлялась очень редко, не издавалась. В России в ХХ столетии опера не ставилась вообще. В ХХI веке на нее обратили внимание дирижер Мария Максимчук и режиссер Александр Титель.
Они готовили российскую премьеру «Ариадны» Богуслава Мартину, но одноактная опера слишком коротка, чтобы посвятить ей целый вечер. Требовалось еще одно произведение — тоже одноактное, написанное в ХХ веке на сюжет из античной мифологии, и опера Казеллы соответствовала всем трем требованиям.
Российская премьера «Сказания об Орфее» состоялась в 2016 г. в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
Фото Олега Черноуса: сцена из спектакля в Театре Станиславского и Немировича-Данченко