Антон Брукнер. Симфония No. 1

Композитор
Год создания
1866
Дата премьеры
09.05.1868
Жанр
Страна
Австрия
Антон Брукнер / Anton Bruckner

Симфония № 1 до минор, WAB 101 — сочинение австрийского композитора Антона Брукнера (1865-1866). Премьера состоялась 9 мая 1868 года в Линце под управлением автора.

Симфония Антона Брукнера, вошедшая в репертуар как Первая, в действительности не была первым опытом композитора в симфоническом жанре. В 1865 г. – к началу работы над нею – композитор был уже автором двух симфоний, но одну из них – фа-минорную – расценивал как ученическую работу, другую – ре-минорную тоже ценил невысоко, поэтому и ей он номера не присвоил. И только до-минорную Симфонию композитор счел достойной того, чтобы она была представлена публике.

В период работы над Симфонией № 1 до минор Брукнер был очень занят. В декабре 1864 г. состоялась премьера его Мессы № 1 до минор, и тогда – как было сказано в газетной рецензии – «чело Брукнера впервые воссияло в полном блеске своей славы». Этот первый композиторский триумф привлек к нему внимание в родном Линце, и у композитора появилось немало учеников, с которыми он работал частным образом. Это отнимало много времени, и в письме к другу Брукнер жаловался: «Часто половину недели не могу ничего делать из-за учебных часов». Но творческий подъем, переживаемый композитором, был таков, что даже занятость не помешала ему закончить произведение.

Симфония была завершена в 1866 г. Но композитор – самокритичный, как всегда – не испытал чувства удовлетворения. Практически сразу же он принялся совершенствовать свое сочинение, и только в 1868 г. в Линце состоялась первое исполнение под управлением самого Брукнера.

Сущность своего произведения композитор определил словосочетанием, которое с немецкого языка можно приблизительно перевести как «дерзкая бабенка». И она действительно казалась «дерзкой», в ней было немало нового, хотя композитор и испытал влияние Людвига ван Бетховена и Роберта Шумана. Но не менее сильным было воздействие Рихарда Вагнера, которое проявилось не только в Первой симфонии, но – в той или иной степени – и в последующих сочинениях.

В до-минорной симфонии оно ощущается во всех четырех частях, последовательность которых соответствует классической схеме симфонического цикла (сонатное allegro, медленная часть, скерцо, финал). Воздействие вагнеровской музыки проявилось, прежде всего, в сложном гармоническом языке Симфонии, а также в значительной продолжительности медленной части – очень выразительного и торжественного Adagio. Драматизма исполнена первая часть – Allegro – с ее сумрачной, тревожной главной партией. Третья часть – Scherzo. Schnell – тоже насыщена драматическими интонациями и имеет оттенок мужественного танца. В финале три контрастные темы подвергаются контрапунктическому развитию.

Годы спустя, вспоминая о своей Первой симфонии, Антон Брукнер утверждал, что «никогда не был таким смелым», как при ее создании. Как приняла публика это «смелое» новое произведение? В сравнении с многими последующими творениями композитора, прием можно было назвать теплым. Симфония удостоилась похвалы Эдуарда Ганслика – влиятельного музыкального критика. Правда, похвала была весьма сдержанной, как-будто относящейся не столько к самому автору и его творению, сколько к наставникам композитора: «Если сообщение о том, что Брукнер учился в Венской консерватории, правильно, то мы можем лишь поздравить это учебное заведение».

Тем не менее, это было одобрение. Следует заметить, что это не единственный случай, когда Ганслик благосклонно высказывался о музыке Брукнера – «Походом германцев» для мужского хора и оркестра критик был восхищен настолько, что преподнес композитору свою фотографию, однако при этом предупредил: «Если я захочу кого-нибудь уничтожить, он будет уничтожен» (слова оказались пророческими: впоследствии Ганслик если и не «уничтожил» Брукнера, то занял непримиримую позицию по отношению к его творчеству).

Несмотря на благосклонный прием при первом исполнении, дальнейшую судьбу произведения счастливой назвать было нельзя. Венский оркестр отверг ее, заклеймив как «неуклюжую и дикую», другие оркестры тоже не желали ее исполнять. Это пагубно отразилось на здоровье композитора – появились признаки депрессии и навязчивых состояний (Брукнер испытывал неудержимое желание считать все, что попадало в поле зрения). Возникали даже мысли о смене профессии (он задумывался о том, чтобы стать писцом) или о переезде в другую страну (Брукнер назвал две страны – Россию и Мексику). Композитор сумел преодолеть это состояние и вернуться к творчеству, а Симфонию № 1 он перерабатывал неоднократно. Первый раз это было сделано в 1877 г. – именно эта версия ныне исполняется как Линцская редакция (первоначальная версия ныне известна как непереработанная Линцская).

Следующую переработку Брукнер осуществил в 1891 г. в Вене. Новую редакция Первой симфонии Брукнер посвятил Венскому университету – композитор был благодарен этому учебному заведению за присуждение степени доктора. Эта версия известна как Венская редакция. В ней появилось немало нового музыкального материала, изменились пропорции музыкальной формы, а некоторые эпизоды Брукнер заново оркестровал.

Симфоническое творчество Брукнера

реклама

вам может быть интересно

Александр Алябьев. «Неоконченное трио» Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама