«Художник Матис» (нем. Mathis der Maler) — опера Пауля Хиндемита в 7 картинах, либретто композитора (1934).
Премьера: Цюрих, 28 мая 1938 г.; в Германии — Штутгарт, 13 декабря 1946 г.
Опера, написанная в 1933-1935 гг., выражала глубокое душевное потрясение композитора, связанное с захватом нацистами власти в Германии. Исполнение ее, как и одноименной симфонии Хиндемита, было запрещено на его родине. Стоявший до нацистского переворота в стороне от политики и считавший, что искусство свободно и независимо от государственной власти, он теперь обратился к теме трагической судьбы художника во враждебном мире.
Главный герой оперы — немецкий художник Матис Готхардт, или Нитхардт (Найтхардт), известный как Грюневальд. Он жил в XVI веке, в эпоху кровавой крестьянской войны, религиозных распрей и порожденной ими нетерпимости и ненависти. История служит композитору поводом для параллелей с современностью, подобно тому как это имело место в антифашистских исторических романах Л. Фейхтвангера или Б. Франка. Матис — человек и художник, живо сочувствующий страданиям простых людей, помогающий восставшим крестьянам, постепенно приходит к убеждению в тщете борьбы, так как видит обоюдную жестокость власть имущих и восставших. Он ищет спасения в служении Богу и завершает свой жизненный путь отречением от земных радостей.
Музыка Хиндемита носит скорее ораториальный, чем действенно-драматический характер. Композитор использует темы старинных народных песен, церковной музыки, полифонические формы. Широко развито в опере симфоническое начало. На основе трех развитых оркестровых частей, воссоздающих триптих Матиса «Концерт ангелов», «Положение во гроб» и «Искушение св. Антония», Хиндемит создал симфонию «Художник Матис» (1934).
Среди постановок последних лет следует отметить спектакль 1995 г. в Лондоне (театр «Ковент-Гарден», режиссер П. Селларс).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Матис (баритон)
• Альбрехт (тенор)
• Лоренц фон Поммерсфельден (бас)
• Урсула (меццо-сопрано)
• Регина (сопрано)
• Ридингер (бас)
• Швальб (тенор)
1524 год. Майнц во времена Крестьянской войны. Художник Матис работает над росписью собора. Он далек от политики. Встретив предводителя крестьян Швальба с дочерью Региной, он помогает раненому мятежнику скрыться от преследователей и сам втягивается в борьбу на стороне восставших. Когда настоятель собора Поммерсфельден требует казни Матиса за его помощь Швальбу, покровитель художника кардинал Альбрехт защищает его. Матис в гуще борьбы. Он вынужден расстаться со своей возлюбленной Урсулой, которую протестанты сватают (во имя примирения) за католического кардинала. Матис становится свидетелем рсправы крестьян над аристократом и его женой. Он пытается защитить несчастную женщину и сам чуть не погибает. Спасаясь от преследователей вместе с Региной, обессиленный художник впадает в забытье. Его посещают различные видения. Одно из них, в виде его покровителя Альбрехта, преобразившегося в отшельника, внушает Матису, что его долг — вернуться к творчеству. Матис снова в своей мастерской. Рядом с ним умирающая Регина и Урсула. Закончив последнюю картину, он принимает решение покинуть Майнц. Кардинал уговаривает его остаться, но Матис неумолим. Он уходит, чтобы завершить свой путь вдали от земных радостей.
Дискография: CD — EMI. Дир. Кубелик, Матис (Фишер-Дискау), Альбрехт (Кинг), Урсула (Вагеман), Регина (Кошут).
Оперное творчество Хиндемита →