«Лошадиные силы» (исп. Caballos de vapor) – одно из самых необычных и интересных произведений мексиканского композитора Карлоса Чавеса. Оно создавалось как балетная партитура, и балет этот ставился на американской сцене неоднократно, однако чаще музыка исполняется в качестве оркестровой сюиты.
Возникновение замысла «Лошадиных сил» относится к 1923 г., когда развернулась дискуссия между Чавесом и художником Агустином Адалидом о роли механизации в жизни человечества вообще и ее влиянии на общество в современной Мексике в частности. Интерес к теме соотношения «варварства и цивилизации» нельзя назвать случайным – эта тема играет важную роль в американском мировоззрении вообще и в латиноамериканском в частности (в качестве примера можно привести книгу аргентинского мыслителя Доминго Фаустино Сармьенто «Цивилизация и варварство. Жизнеописание Хуана Факундо Хироги»).
Применительно к Мексике эта идея имела свою особенность – сопоставление Севера и Юга. Урбанизированная северная часть страны ассоциировалась с цивилизацией, с предельно жестким «миром» техники и автоматизации (то есть с «цивилизацией»). Южные районы Мексики представляются совершенно иными: первозданная тропическая природа, красочные картины народной жизни в селениях, не затронутых урбанизацией (пожалуй, называть это «варварством» было бы слишком жестоко, но определенно можно говорить о живой природной естественности). Эти два мира – механистическая жесткость Севера и природная чувственность Юга – в символической форме сопоставляются в балете «Лошадиные силы».
Это произведение занимает особое место в наследии Карлоса Чавеса – в нем соединились многообразные стилевые истоки, питающие творчество композитора. Среди его творений можно встретить и опусы, отмеченные чертами современного музыкального языка (например, «Три спирали» для скрипки и фортепиано), и произведения, основанные на фольклорных интонациях («Индейская симфония», «Хочипилли Макуилхочитл»), но в «Лошадиных силах» – соответственно символическому сюжету – присутствует и то, и другое: и опора на фольклор, и современность.
Музыкальная ткань насыщена и полифоническими элементами, и терпкими диссонансами, столь характерными для творений Карлоса Чавеса. Важную роль играют элементы креольского фольклора, но характерные для него мажоро-минорные соотношения модифицируются. В музыкальном языке «Лошадиных сил» выделяются две основные сферы – диатоническая кварто-квинтовая, идущая от фольклорных интонаций, и хроматическая, связанная с модернистскими приемами. Фольклорный материал преломляется по-разному – от цитирования до применения отдельных выразительных средств. Например, композитор сопоставляет ритмы двух традиционных мексиканских танцев – стремительного уапанго и мягкой, меланхоличной сандунги. Этой гармоничной «человеческой» музыке противопоставляется иная – жесткая, диссонирующая, воплощающая «мир машин», которые в конечном итоге должны быть побеждены и поставлены на службу человеку.
Создание музыки растянулось на несколько лет. Одна из частей, ставшая впоследствии четвертой, была написана в 1926 г. (первоначально – для небольшого оркестра), затем появились вторая и третья части. В 1929 г. композитор написал первую часть – и она с самого начала предназначалась для большого оркестра, а в 1931 г. Чавес переработал для такого состава другие части. Завершающие штрихи был внесены в партитуру в 1932 г.
«Лошадиные силы» – это первое сочинение Карлоса Чавеса, которое привлекло к его творчеству внимание за пределами Мексики. Выдающийся американский дирижер Леопольд Стоковский во время своего визита в Мехико ознакомился с партитурой, музыка понравилась ему, и он принял решение поставить балет в США. Премьера состоялась в марте 1932 г. в Филадельфии, осуществила ее труппа Кэтрин Литтельфельд (она же являлась хореографом-постановщиком), костюмы и декорации разработал Диего Ривера, в центральных партиях – Лошадиной Силы и Сирены – выступили Алексис Долинофф и Дороти Литтельфельд, дирижировал спектаклем Леопольд Стоковский. На премьере присутствовал сам Карлос Чавес, а также его друг – американский композитор Аарон Копленд, Диего Ривера с супругой Фридой Кало и Джордж Гершвин (все они прибыли поездом из Нью-Йорка специально для того, чтобы посетить спектакль).
Для филадельйиской премьеры в партитуре были сокращены некоторые фрагменты – композитор впоследствии восстановил их, а также Чавес уменьшил оркестровый состав, перерабатывая балет в 1954 г. для постановки в Портленде (штат Орегон). В последующие годы музыка «Лошадиных сил» неоднократно исполнялась и записывалась различными оркестрами как симфоническая сюита.
Как восприняли это произведение современники? В их глазах оно стало замечательным документом эпохи, запечатлевшим процессы, происходящие не только в Мексике, но и в мире в целом. Впоследствии Эдгар Варез охарактеризовал Карлоса Чавеса как одного из «немногих композиторов, которые в то время начали слышать звуки вокруг себя».