Piotr Beczała
К тенорам всегда было самое пристальное внимание, но с эпохой интернета у меломанов из разных стран появился дополнительный источник обмена информацией о выступлениях любимых артистов в любой точке мира. Сами певцы пользуются услугами веб-дизайнеров, чтобы сообщать о себе достоверную информацию. Обычно на таких персональных сайтах можно найти биографию, репертуар, дискографию, отзывы прессы и, главное, график выступлений — иногда на год вперед. Затем модераторы музыкальных сайтов скачивают эти сведения, приводят в порядок, раскладывают в календарном порядке — и анонсируемые таким образом события обрастают папками с досье.
В этом помогают посетители этих сайтов, находящиеся в данный момент ближе к объекту внимания. Например, если модератор сайта работает в Париже, а премьера Х проходит в Цюрихе, то швейцарские коллеги перешлют ссылки на все материалы прессы и в ночь после премьеры дадут подробный отчет. Музыканты от этого только выиграют — набрав свое имя в строке поиска, они могут по количеству ссылок узнать свой рейтинг популярности на данный момент. А для теноров, которые в силу традиции друг друга недолюбливают, жизненно важно знать каждую минуту жизни, числятся ли они в десятке лучших и не перепел ли их кто-то. Во всяком случае, для польского тенора Петра Бечалы поддержание стабильного статус-кво на мировой оперной арене — важная вещь.
Меня заинтересовал этот персонаж, когда я просматривала сайты разных театров в поисках интересных музыкальных событий февраля. Все указывало на то, что следует обратить внимание на Петра Бечалу. Минувший год он радовал мир своими дебютами в ведущих театрах мира, нынешний начинает также с дебютов.
Для Москвы Петр Бечала — небезызвестный человек. Меломаны помнят его выступления с оркестром Владимира Федосеева. Один раз он пел на концерте в честь Сергея Лемешева — Федосеев тогда привез польского тенора в Москву, чтобы похвастаться любимцем, с которым много работает в Цюрихе и чей лирический тембр отдаленно напоминает лемешевский. А за год до того Бечала спел Водемона в концертном исполнении «Иоланты», дирижировал тот же Федосеев. «Культура» писала подробно об этих событиях 2002-го и 2003 года.
Петр Бечала родился на юге Польши. Музыкальное образование получил на родине, в Катовице, и начал искать подходящий ангажемент в каком-нибудь европейском театре. Молодого певца пригласили на постоянный контракт в оперный театр австрийского Линца, а оттуда в 1997 году он перебрался в Цюрих, который и является по сей день его родным домом. Здесь он спел добрую половину репертуара лирического тенора, включая оперы на русском и других славянских языках. Хотя певец относится к тому поколению молодых людей, которые русский язык в школе не учили в обязательном порядке, он быстро смекнул, что умение внятно петь и, главное, правильно интонировать по-русски серьезно повысит его вокальную квалификацию. Очень помогли уроки Павла Лисициана и встреча в Цюрихе с Владимиром Федосеевым. В мгновение ока он стал главным Ленским в Европе, отбирая хлеб у наших отправившихся в Европу на заработки певцов. Поляки, видимо, очень восприимчивы к языкам. Когда на премьеру «Онегина» в Москву приезжал польский баритон Мариуш Квечень, многие поразились его роскошной дикцией. Ленский и Водемон Бечалы также безупречны с точки зрения русского языка.
Раньше к певцу предъявляли больше претензий. Московские критики, например, присутствовавшие на концерте в честь Лемешева, слегка пожурили артиста за всеядность, за непомерную растрату голоса на партии «не по карману». Бечала учел пожелания, сегодняшние рецензенты в один голос утверждают, что вокальная техника певца стала почти безукоризненной.
Но директора театров мечтают заполучить к себе Бечалу не только за его сильный голос и красивый тембр. Бечала — сначала артист, а уж потом певец. Его не смущает никакая радикальная продукция, никакие выверты режиссеров. Он может все или почти все.
Совершенно замечательный пассаж я встретила в отчетах парижских меломанов, посетивших в феврале Цюрих ради дебюта Бечалы в «Лючии ди Ламмермур». Там было сказано следующее: «Существуя на сцене по строгим законам романтического сюжета этой оперы, во время исполнения центральной арии Эдгара певец, слегка приподнимая плечо, вел скрытый диалог с залом, как бы насмехаясь над техническими трудностями роли и пения бельканто вообще». В контексте постановок постмодернистского толка такие месседжи от певца свидетельствуют о полном его включении в контекст современного музыкального театра.
Итак, за прошлый год Петр Бечала прошел крещение огнем — дебютировал в нью-йоркской Метрополитен и миланской Ла Скала в партии Герцога в «Риголетто», а также в Баварской государственной Опере опять же в роли Герцога и в роли Альфреда («Травиата»). Осилил «Лючию» в Цюрихе, впереди — дебют в продукции Большого театра Варшавы («Риголетто») и несколько спектаклей на Мюнхенском фестивале.
Желающих познакомиться с творчеством Бечалы отсылаю к многочисленным операм на DVD с его участием. Прямо на сайте певца выложены хорошего качества видеоклипы с сольными кусками из опер. Очень рекомендую посетить.
Александра Германова, 2007 год