Никколо Пиччинни

Дата рождения
16.01.1728
Дата смерти
07.05.1800
Профессия
Страна
Италия
Никколо Пиччинни

Пиччинни (ит. Piccinni) Никколо (Никола) Винченцо (16 I 1728, Бари — 7 V 1800, Пасси, близ Парижа) — италянский композитор. Сын музыканта Онофрио Пиччинни (1693 — год смерти неизвестен). Музыкальное образование получил в консерватории «Сант-Онофрио» в Неаполе под руководством композиторов Л. Лео и Ф. Дуранте.

В 1754 была поставлена его первая опера — «Разгневанная женщина» («La donne dispettose», т-р «Фьорентини», Неаполь). Обращаясь в дальнейшем к различным оперным жанрам (опера-сериа, опера-буффа, французская лирическая трагедия), Пиччинни создал большое количество произведений (иногда по 2-3 на один и тот же сюжет).

Широкую известность принесла Пиччинни опера-буффа «Чеккина, или Добрая дочка» (либретто К. Гольдони, по сентиментальному роману «Памела, или Награждённая добродетель» Ричардсона, 1760). Этим произведением Пиччинни наметил новое направление в рамках оперы-буффа — лирико-сентиментальное. Соответственно усилилась роль нежной, чувствительной мелодии, наряду с речитативом secco появилась более развитая музыкально-драматическая декламация, возросло общее драматическое напряжение в развитии целого, углубилась роль финальных ансамблей. Этот процесс сблизил оперу-буффа с буржуазной сентименталистской «серьёзной комедией».

Будучи уже прославленным композитором, Пиччинни поселился в Париже (1776), где был втянут в музыкально-общественную борьбу («война глюкистов и пиччиннистов»). Противники оперной реформы К. В. Глюка стремились противопоставить его суровому и сильному искусству более мягкую и лирически-пластичную оперную музыку Пиччинни. Соревнуясь Глюк и Пиччинни одновременно работали над сюжетом «Ифигения в Тавриде» (опера Глюка поставлена в 1779, Пиччинни — в 1781), победу одержал Глюк.

Пиччинни продолжал писать и ставить французские оперы, в которых заметно влияние глюковского драматизма (в характере музыкальной декламации, в трактовке оркестровой партии). Пиччинни возглавлял итальянскую оперную труппу, которая поставила его лучшие оперы-буффа, в т. ч. «Чеккину». В 1784-89 был профессором Королевской школы пения и декламации. В 1789 уехал в Неаполь, где вновь обратился к итальянской опере («Гризельда», 1793). В 1798 вернулся в Париж, незадолго до смерти был назначен инспектором Парижской консерватории.

Сын Пиччинни — Луиджи (Лудовико) Пиччинни (1764, Неаполь — 31 VII 1827, Пасси) — композитор, автор французских и итальянских опер.

Сочинения:

оперы (более 125), в т. ч. Зиновия (Zenobia, 1756, т-р «Сан-Карло», Неаполь), Александр в Индии (Alessandro nelle Indie, 1758, т-р «Арджентина», Рим; 2-я ред. 1774, т-р «Сан-Карло», Неаполь), Кир (1759, там же), Чеккина, или Добрая дочка (Cecchina ossia La buona figliola, 1760, т-р «Делле Даме», Рим), Олимпиада (1761, там же), Примерная дочка замужем (La buona figliola maritata, продолжение оперы «Чеккина», 1761, т-р «Формальяри», Болонья), Демофонт (1761, Реджо), Рыбаки (La pescatrice ovvero l’Erede riconosoiuta, 1766, т-р «Капраника», Рим), Мнимая баронесса (La finta baronessa, 1767, т-р «Фьорентини», Неаполь), Димитрий (Demetrio, 1769, т-р «Сан-Карло», Неаполь), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1770, т-р «Арджентина», Рим), Роланд (1778, «Корол. академия музыки», Париж), Фаон (1778, «Театр ди Корте», Модена), Атис (1780, «Корол. академия музыки», Париж), Ифигения в Тавриде (1781, там же), Мнимый лорд (Le faux lord, 1783, Фонтенбло), Диана и Эндимион (1784, «Корол. академия музыки», Париж), Пенелопа (1785, там же); 4 оратории, в т. ч. Смерть Авеля (La morte di Abele, 1758), Джионата (1792); месса; 2 симфонии и др. инструментальные произведения, церковная музыка и др.

T. H. Соловьёва

реклама

вам может быть интересно

Джон Кранко (Крэнко) Балетмейстеры

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама