Olga Berg
Родилась в Петербурге. В 1925 окончила ЛХУ (ученица А. Вагановой). В 1925-49 артистка Мариинского театра. Партии: Царица вод («Конек-Горбунок»), Гюльнара; Паскуала («Лауренсия»), Нунэ («Гаянэ»), Злюка; Бабочка («Карнавал»), Цветочница, Повелительница дриад, вариация в 4-м акте («Доп Кихот»), Амур, Жанна («Пламя Парижа»), феи Крошек, Бриллиантов («Спящая красавица»), Алиса («Раймонда», балетм. В. Вайнонен), Мирта, па-де-де («Жизель»), Турок («Пульчинелла», где танцовщица по-мужски, на высоком прыжке, делала каскад двойных вращений в воздухе), Девушка («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова), китайский танец («Щелкупчик»), Китри («Дон Кихот», гастроли в Киеве, 1936).
Яркая, оригинальная танцовщица, Берг была одной из лучших солисток, воспитанных А. Вагановой. В 1930 окончила Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано (ученица О. Калантаровой). «Ольга Берг,— писал журнал «Рабочий и театр» в 1928,— несомненно крупное и редкое по качеству дарование. Первоклассный музыкальный вкус, глубина проникновения в сущность авторского замысла и пронизывающая изложение эмоционально-напряженная упругая ритмичность — основные элементы пианизма молодой концертантки».
В 1948 окончила Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования (ученица И. Шермана), в 1946 состоялся ее дирижерский дебют в Мариинском театре. В 1949-68 дирижер Малого театра. Гастролировала с театром в ОАР (1963), где дирижировала балетами «Семь красавиц» и «Лебединое озеро».
С 1968 преподаватель балетмейстерского отделения консерватории (с 1974 — доцент, с 1977 — и. о. профессора). Создатель и преподаватель новой дисциплины — «Балетмейстерский анализ партитур».
Три профессии — танцовщица, пианистка, дирижер — делают Берг уникальным воспитателем будущих балетмейстеров.
Сочинения: Взаимосвязь музыки и хореографии и музыкальное воспитание балетмейстера.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1979, вып. 3.
Литература: Богданов-Березовский В. «Пульчинелла».— Жизнь искусства, 1926, № 21; Антар. Концерт Ольги Берг.— Рабочий и театр, 1928, № 13; Гершуни Е. Актеры в балете «Пламя Парижа».— Рабочий и театр, 1932, № 34: Пиотровский Адр. Завоевание танца.— Веч. красная газ., 1932, 9 нояб.; Вольф-Израэль Е. Женщина — за дирижерским пультом.— За советское искусство, 1949, 30 апр.; Алянский Ю. Три дороги,— Театр, 1960, № 7.
А. Деген, И. Ступников