Опера в 4 действиях, 6 картинах, либретто С. Спасского и В. Чулисова.
Премьера 1-й редакции (либретто С. Спасского): Ленинград, Театр им. Кирова, 21 июня 1937 г., под управлением А. Пазовского. В том же году опера была поставлена в Горьком, Саратове, Куйбышеве, в 1938-м — в Москве (Большой театр, под управлением А. Мелик-Пашаева, премьера 5 января), в Перми, Ташкенте, Свердловске и др.; 2-я редакция (либретто в доработке В. Чулисова) была поставлена в Ленинграде (Малый оперный театр, премьера 30 декабря 1955 г.), затем в Одессе (1956) и Харькове (1957).
Действующие лица:
- Матросы броненосца «Потемкин»: Григорий Вакулинчук, бас , Афанасий Матюшенко, тенор, Качура, баритон
- Груня, жена Вакулинчука, одесская работница-большевичка, сопрано
- Голиков, командир броненосца «Потемкин», бас
- Гиляровский, старший офицер броненосца «Потемкин», баритон
- Алексеев, мичман, тенор
- Ведермейер, боцман, бас
- Барон Клодт, лейтенант, баритон
- Доктор, бас
- Елена, невеста Алексеева, меццо-сопрано
- Шура, ее подруга, сопрано
- Поршень, инвалид, тенор
- Рабочий делегат, баритон
- Дозорный матрос на сходке, тенор
- Офицеры, охраняющие театр, тенор и бас
- Матросы, тенор, баритон, бас
- Наказанный матрос, тенор
- Работница, сопрано
- Старый рабочий, бас
- Матросы с броненосца «Потемкин» и с эскадры, горнисты, солдаты, рабочие и работницы, студенты, офицеры
Действие происходит в Севастополе, Одессе и на палубе броненосца «Потемкин» в 1905 году.
Первое действие
Поздним вечером у развалин монастыря в окрестностях Севастополя собираются матросы на тайную сходку. Сегодня должен решиться вопрос, когда начинать восстание. Среди матросов — Груня, одесская работница, большевичка. Она послана в Севастополь рабочими Одессы для того, чтобы установить связь с эскадрой и заручиться помощью матросов в борьбе против общего врага. Встретившись со своим мужем, матросом броненосца «Потемкин» Вакулинчуком, Груня рассказывает ему о том, что Одесса бурлит. Волна революционных событий нарастает с каждым днем. Завод, на котором работает Груня, бастует. Пролетарии революционной Одессы ждут помощи войск и флота. Матросы охвачены единым порывом, они предлагают завтра же начинать восстание. К мнению большинства присоединяется горячий, порывистый Матюшенко. Рассудительный Вакулинчук считает, что час восстания еще не настал. Нельзя бороться в одиночку. Надо выждать время, подготовиться и начать восстание единым фронтом. Неоспоримые доводы Вакулинчука побеждают, с ними соглашаются все собравшиеся.
Второе действие
С песнями убирают матросы палубу броненосца. Слышен сигнал горниста, играющего большой сбор. Команда выстраивается на палубе. Появляются командир корабля Голиков и старший офицер Гиляровский. Происходит смена караула. Лейтенант Клодт сдает вахту. Палуба пустеет. Оставшись наедине с командиром, Гиляровский докладывает ему о том, что мясо, предназначенное для закладки в матросский котел, не первой свежести. Голикова это не смущает. Он считает, что матросы и такое съедят. На палубе продолжается уборка. Группа матросов подходит к мясной туше, вывешенной для проветривания. Матюшенко с возмущением восклицает: — Братцы, поглядите, каким нас мясом кормят — оно живое! Взрыв негодования матросов: мясо червивое. Выходит Гиляровский. Предатель боцман Ведермейер поспешил сообщить ему о возмущении, охватившем матросов. По приказу старшего офицера прибывает доктор. Он подходит к мясной туше и с отвращением отшатывается от нее, однако, оправившись, цинично заявляет, что мясо хорошего качества и вполне пригодно для пищи. Возмущение матросов достигает предела, когда появившийся в сопровождении нескольких офицеров Голиков угрожает повесить на реях всех бунтовщиков. Видя, что его угрозы не действуют и матросы по-прежнему отказываются есть борщ, сваренный из червивого мяса, Голиков вызывает караул и приказывает накрыть группу матросов брезентом. Гиляровский отдает команду открыть огонь по брезенту.
Начальник караула Вакулинчук взволнованно призывает друзей: — Братья, помните клятву, в своих не стрелять! Взбешенный Гиляровский выхватывает у Вакулинчука винтовку и стреляет в него. Раненый Вакулинчук падает за борт. Матросы набрасываются на офицеров, разгорается схватка. Ожесточенная борьба кипит на палубе корабля. Матюшенко убивает Гиляровского, матросы сбрасывают его тело в воду, за борт летят и другие офицеры. Струсивший мичман Алексеев спешит сорвать с себя погоны. Вносят вытащенного из воды Вакулинчука. Рана его смертельна. Перед тем как умереть, он призывает потемкинцев плыть в Одессу, на помощь революционным рабочим.
Третье действие
Первая картина. Матросский комитет решил избрать командира корабля из числа оставшихся в живых офицеров. Выбор падает на мичмана Алексеева. С ужасом узнает он от матроса Качуры об этом решении. Алексеев ненавидит революцию и вместе с тем боится матросов. Шкурник решает выгородить себя перед начальством. Использовав доверчивость Качуры, он отправляет с ним в Одессу письмо к своей невесте. На самом же деле в этом письме — донесение адмиралу о событиях, происшедших на восставшем броненосце.
Вторая картина. В одесском порту на набережной толпится народ. Рабочие радостно приветствуют появившийся в море броненосец «Потемкин»: революционный корабль идет под красным флагом. Вбегает Груня. С нетерпением ожидает она встречи с мужем, но к берегу пристает катер, и Качура с товарищами вносят тело Вакулинчука. Скорбит Груня об убитом муже, скорбит народ о погибшем бойце. Матюшенко передает собравшимся завет покойного — не зная страха, бороться за свободу, крепить боевое единство рядов: один за всех, все за одного. Дружно подхватывает народ пламенный призыв Матюшенко: — Смелей, друзья, на баррикады!
Четвертое действие
Первая картина. Сквер перед одесским оперным театром заполнен патрулями. Войска охраняют здание театра, в котором происходит заседание военного совета. Издалека доносятся звуки траурной музыки. Это хоронят Вакулинчука. Матюшенко во главе делегации матросов проходит в театр. Потемкинцы явились потребовать от властей разрешения свободно похоронить своего боевого товарища. Появляется Елена, невеста Алексеева. Качура, выполняя просьбу мичмана, передает ей письмо жениха. Елена, прочитав письмо-донесение адмиралу, подзывает лейтенанта Клодта и тот арестовывает Качуру. Из театра выходит разгневанный Матюшенко — похороны Вакулинчука запрещены. По приказанию Матюшенко матросы подают сигнал «Потемкину». В воздух взвивается ракета. В ответ с броненосца раздаются орудийные выстрелы.
Вторая картина. Предрассветная мгла окутала палубу броненосца «Потемкин». Алексеев и Ведермейер договариваются предать матросов. Ведермейер запугивает прибывших с берега потемкинцев, старается вселить в них неверие в свои силы. Ведермейеру удается повлиять на неустойчивую часть матросов, склонить некоторых из них к отказу от борьбы. Появление Матюшенко, его страстная, полная веры в победу речь кладет конец растерянности и замешательству. Сплотившись, потемкинцы единодушно решают вступить в бой с эскадрой. Матюшенко отдает горнисту приказ трубить сигнал к походу. Матросы приводят Алексеева и Ведермейера. Предатели пойманы с поличным, они пытались вывести из строя машины корабля.
Революционные матросы решили умереть, но не сдаваться. Корабль готовится к борьбе с эскадрой. Появляется корабль эскадры «Ростислав». Его матросы радостно приветствуют команду броненосца. Их голоса сливаются с голосами потемкинцев в единый мощный хор:
Как бы тучи ни грозили —
Воли враг не отберет,
Нет предела нашей силе.
Эй, потемкинцы, вперед!
История создания
По словам композитора, издавна зрела у него идея создания оперы по историческим материалам восстания матросов на броненосце «Князь Потемкин Таврический». Это событие знаменовало важный этап в истории русского революционного движения. Недовольство и возмущение матросов на броненосце «Потемкин» давно назревало. Стимулом к тому служило поражение русского флота в войне с Японией, вызвавшее революционную ситуацию в России. Поводом же к восстанию явилось вызывающее поведение командира корабля, который отдал приказ расстрелять матросов, отказавшихся есть гнилую пищу. 14 июня 1905 года на «Потемкине» был поднят красный флаг. Броненосец подошел к Одессе, где происходили волнения среди рабочих. Похороны убитого матроса Вакуленчука вылились в мощную политическую демонстрацию. Для усмирения революционной команды была брошена эскадра Черноморского флота, матросы которой, однако, отказались стрелять в своих братьев. Но все же броненосец «Потемкин» оказался в одиночестве, к тому же и восставшие проявили известную нерешительность. 11 дней скитались они по Черному морю и, не имея более угля, вынуждены были затем высадиться в Констанце, где сдались румынским властям. Часть команды впоследствии вернулась в Россию, была осуждена царским правительством на смерть или долгосрочную каторгу. Казнен был и руководитель восстания матрос Матюшенко, схваченный в городе Николаеве в 1907 году. Несмотря на поражение, потемкинская эпопея сыграла огромную роль в русском народно-освободительном движении, способствовав созданию ядра революционной армии. По словам В. И. Ленина, броненосец «Потемкин» остался «непобежденной территорией революции».
Чишко поставил себе задачей воспеть в опере эту героическую эпопею, опираясь на подлинные факты истории. По соглашению с Одесским театром он в начале 30-х годов приступил к работе. «Хотелось, — указывал композитор, — не только воспроизвести атмосферу революционных событий, передать их подлинный политический смысл, но и создать правдивые музыкальные образы главных героев восстания — Вакуленчука, Матюшенко и коллектива революционного броненосца». Работа над произведением продолжалась в Ленинграде, где ею заинтересовался Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Премьера состоялась 27 июня 1937 года, после чего опера была поставлена Большим театром Союза ССР, а также на сцене других музыкальных театров страны.
К 50-летию первой русской революции по инициативе ленинградского Малого оперного театра Чишко подготовил новую редакцию своего произведения. Прежнее либретто С. Спасского было совместно с композитором значительно переработано В. Чулисовым. Задача переработки заключалась в усилении исторической достоверности содержания оперы по вновь обнаруженным документам и в более четком противопоставлении двух борющихся лагерей: дворянской клики и революционного народа — восставших матросов и рабочих. С этой целью сюжет был заметно драматизирован: введены новые картины (по одной в первом и третьем акте, две в четвертом акте), остальные сжаты, действеннее изложены. Усилена была также роль оркестрового начала, особенно в воплощении пейзажных моментов, морской стихии. Кульминацией оперы стала встреча революционного броненосца с Черноморской эскадрой, знаменующая моральную победу восставших над силами реакции. Премьера новой редакции этого значительного произведения советской музыки состоялась 30 декабря 1955 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде.
Музыка
«Броненосец «Потемкин» — народно-героическая опера. Большое место в ней отведено монументальным хоровым сценам, насыщенным большим драматизмом. В них творчески преломлена украинская и русская песенность, ритмы и интонации революционных песен. Героикой проникнуты и партии главных действующих лиц, которые резко противопоставлены враждебному, реакционному лагерю. Задушевностью отмечены лирические страницы оперы.
В музыке оркестровой увертюры воскрешаются образы потемкинцев. Тема революционных матросов, перерастающая в тему восстания, сопоставляется с лирическими песенными мелодиями.
Бал в офицерском собрании начинается полонезом. После известия о смерти жениха Елены Александровны звучит хоровой траурный марш «Цусима постыдная, Цусима позорная». Хор сменяется вальсом гостей. Характеристике вражеского лагеря служат также два сумрачно напряженных монолога Елены Александровны и Голикова.
Вторая картина открывается протяжной песней «Ой, горе, горе, матросское житье!» В ней слышится и отчаяние и гневный протест. Динамично передана сцена сходки, где полнее всего обрисован смелый, волевой образ Вакуленчука. Героичен по своему складу монолог Матюшенко «Нет уже мочи, нет уже силы больше ждать!» Выразительны хоровые эпизоды сходки. Картину завершает большая лирическая сцена Груни и Вакуленчука, которая завершается дуэтом-колыбельной «Спи, родной мой, спи, сыночек»; в этой проникновенной колыбельной они мысленно обращаются к младенцу, которого ожидает Груня.
В начале второго акта — печальная песня Качуры «Растужился ясный сокол». Фон дальнейшего действия образует выдержанная в народном украинском духе песня рыбачек «Ой, заспиваймо!» Вслед за драматической сценой с Голиковым Матюшенко запевает патетически взволнованную песню «Ой ты ветер, ветер, что тихо веешь?» Под конец ее подхватывает хор. Полна динамики сцена восстания. Она органически заключается боевой массовой песнью матросов «Вот мы, братья, стали вольными людьми» (ее мелодия использована в увертюре). Суровым колоритом овеяно предсмертное ариозо Вакуленчука «Не долго, братцы, быть мне с вами».
В оркестровом вступлении к третьему акту далее развивается тема революционных матросов. Сосредоточен, исполнен внутренней силы монолог Матюшенко «А если я не так веду людей?» Ему противостоит монолог предателя Мичмана «Я революционный командир». В конце картины выделяется лирически протяжная песня Качуры «И у меня, Катюша, березонька цветят» (ее мелодия также использована в увертюре).
Вторая картина начинается тревожной оркестровой музыкой. Она вскоре сменяется веселой пляской и частушечного склада хоровой песней «Ты, волна, меня не тронь!» Матросы выносят под звуки похоронного марша тело Вакуленчука. Безграничная скорбь Груни выражается в манере украинских заплачек: «Ах ты, мой Гришенька! Муж ты мой, друг ты мой!» Героический призыв Матюшенко «Один за всех и все за одного» подхватывается хором. На таких резких контрастах выдержана вся музыка этой картины.
Столь же конфликтна музыка первой картины четвертого акта. Фоном к ней служит грозно звучащая мелодия революционной песни «Смело, товарищи, в ногу». Все более нарастает шквал народного гнева, который с большой силой запечатлен в развернутой хоровой сцене «Так это зовется совестью у царей».
В последней картине перелом в действии наступаете приходом Матюшенко. Мужественным пафосом отмечен его монолог «Так что же, потемкинцы, — назад? Сдаться адмиралам?» Музыка все более насыщается героическими интонациями и увенчивается финальной боевой песней «Не сдадим свободы знамя!» В конце оперы звучит мелодия революционной песни «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами»).
М. Друскин
БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЁМКИН» — опера О. Чишко в 4 д. (7 к.), либретто С. Спасского и В. Чулисова. Премьера 1-й редакции (либретто С. Спасского): Ленинград, Театр им. Кирова, 21 июня 1937 г., под управлением А. Пазовского. В том же году опера была поставлена в Горьком, Саратове, Куйбышеве, в 1938-м — в Москве (Большой театр, под управлением А. Мелик-Пашаева, премьера 5 января), в Перми, Ташкенте, Свердловске и др.; 2-я редакция (либретто в доработке В. Чулисова) была поставлена в Ленинграде (Малый оперный театр, премьера 30 декабря 1955 г.), затем в Одессе (1956) и Харькове (1957).
В основе оперы — история восстания матросов на броненосце «Потемкин» в 1905 г. Достоинство произведения О. Чишко — демократизм музыкального языка, чуткое претворение народной песенности, лиризм. Это сочинение сыграло значительную роль на раннем этапе развития советского музыкального театра. В то же время оно свидетельствовало об односторонности так называемой «песенной оперы», пренебрегавшей многообразием средств классической музыкальной драматургии. Музыка «Броненосца „Потемкина"» лишена симфонизма, внутренней драматической силы. Всего выразительнее в ней лирические эпизоды. И наоборот, картина восстания удалась менее. Статика и преобладание хоров приближают оперу по драматургии к оратории.
А. Гозенпуд