Механические музыкальные инструменты — инструменты, снабжённые техническими приспособлениями для исполнения зафиксированных произведений или наигрышей без непосредственного участия музыкантов. М. м. и. бывают различных конструкций и форм — от маленьких примитивных перстней-печаток, табакерок, шкатулок, кукол, часов-будильников до сложных по устройству стационарных напольных часов, оркестрионов, башенных курантов, «озвученных» карет. По способу «записи» и воспроизведения звуков М. м. и. делятся на 2 группы: действующие посредством вала с штифтами и работающие с помощью бумажной (картонной) ленты или металлического диска с перфорацией. Штифты и перфорации размещаются в определённой последовательности и представляют собой механическую «запись» музыки. Источником звука М. м. и. служат флейтовые и язычковые органные трубы с мехом, металлич. гребёнка с зубьями разной длины, набор настроенных колоколов, звонки, струны, барабаны.
Подавляющее большинство М. м. и. снабжено только однотипным звучащим элементом (чаще всего гребёнкой или трубками), но существуют и сложные конструкции, где комбинируются различные их виды. Вал, лента, диск приводятся в движение простым ручным или ножным способом, при помощи заводного часового механизма, гиревой тяги, колеса катящейся кареты, позже — электромотора, а в далёком прошлом — водяного привода. Вращающийся вал зацепляет штифтами зубья гребёнки, ударники колоколов, звонков, струн и барабанов, приводит в действие смычки или нажимает на клапаны, открывающие доступ воздуха к трубам, в результате чего возникает звук. Движущиеся лента и диск взаимодействуют с молоточковой и пневматич. механикой; звук здесь образуется во время прохождения отверстия над струной или каналом, всасывающим воздух.
Репертуар М. м. и. зависел от степени сложности и совершенства конструкции инструмента. Он состоял из перезвонов, наигрышей, бытовой и развлекательной музыки — модных песенок, танцев, пьесок, а также отдельных номеров из популярных опер, оперетт и др. произв. крупных форм в упрощённой аранжировке. Исполнение музыки носило механистичный, лишённый выразительности и оттенков характер, т. к. постепенное усиление или ослабление звучности в М. м. и. было невозможно. Только в инструментах типа оркестриона автоматич. переключение звуков с флейтовых труб на язычковые и наоборот позволяло приглушать общее звучание.
Первые сведения о М. м. и. относятся к 16 в. Особенно много систем М. м. и., включая автоматические, действующие при опускании в них монет, появилось в конце 19 — нач. 20 вв.; применялись они в трактирах, ресторанах, различных увеселительных заведениях и в мещанско-купеческом быту. Наиболее совершенные виды М. м. и., в частности часы с органом, встречались в домах знати. Широкое распространение в это время получила шарманка, на к-рой играли бродячие музыканты. К числу М. м. и. относят также пианолу, фонолу, вельте-миньон, являющиеся, однако, лишь аппаратами, с помощью к-рых осуществлялась механическая игра на обычном фп. (аппарат приставлялся к клавиатуре или монтировался в инструмент). Наибольшую ценность представлял вельте-миньон, снабжённый механикой, позволявшей не только проигрывать, но и записывать на бумажную ленту игру пианистов с сохранением индивидуальных особенностей их исполнения.
С появлением граммофона, а затем радиомагнитофонной аппаратуры М. м. и. вышли из употребления.
К. А. Вертков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.