Оркестры народных инструментов — ансамбли, состоящие из нац. муз. инструментов в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по составу (напр., из одних домр, бандур, мандолин и т. п.) и смешанными (напр., домрово-балалаечный оркестр). Принцип организации О. н. и. зависит от особенностей муз. культуры данного народа. В оркестрах народов, не знающих многоголосия, исполнение гетерофонное: каждый голос воспроизводит одну и ту же мелодию, причём участники могут её варьировать. Ансамбли бурдонного типа исполняют мелодию и сопровождение (точнее фон): выдержанные ноты, остинатные фигуры; такой ансамбль может быть и чисто ритмическим. Оркестры народов, музыка к-рых основана на гармонич. принципе, исполняют мелодию и аккомпанемент. Небольшие ансамбли были распространены у мн. народов с древних времён, являясь носителями нар. инстр. культуры. Они занимали большое место в быту (играли на праздниках, свадьбах и т. п.). В инстр. ансамблях ранних ступеней развития общества музыка, ещё не выделившаяся в самостоят. иск-во, связана со словом, пением, танцем, действием. Напр., бразильские индейцы в охотничьем танце под звуки деревянных труб, дудок и барабанов изображают кабанов и охотников (подобные действа известны у мн. народов). В музыке, исполняемой африканцами (Гвинея), народами Индии, Вьетнама и др., иногда выделяется мелодия и фон (нередко ритмический). Специфич. формы многоголосия характерны для ансамбля флейт Пана (Соломоновы острова), индонез. гамелана.
У мн. народов сложились традиц. составы инстр. ансамблей: в России — муз. ансамбли рожечников, исполнителей на кувиклах (кувичках); на Украине — троисти музыкы (скрипка, бас (басоля), цимбалы или бубен; иногда скрипка и бас; ансамбли троисти музыкы были популярны до сер. 19 в.), в Белоруссии — ансамбли из скрипки, цимбал, бубна либо из скрипки, цимбал, жалейки или дуды; в Молдавии — тараф (кларнет, скрипка, цимбалы, барабан); в Узбекистане и Таджикистане — машокля (сурнай, корнай, нагора); в Закавказье и на Сев. Кавказе 3 устойчивых инстр. ансамбля — дудукчи (дуэт дудуков), зурначи (дуэт зурн, к-рым часто добавляют доли), сазандари (тар, кеманча, даф, а также др. составы); в Литве — ансамбли скудучяй и рагасов, в Латвии — стабуле и суоми дуды, в Эстонии — сельские капеллы (напр., каннеле, скрипка, гармоника).
В России ансамбли нар. инструментов известны с 12 в. (играли на пирах, праздниках, во время погребальных обрядов; сопровождали пение, пляски). Их состав смешанный (сопели, бубны, гусли; гудок, гусли) или однородный (хоры гуселыциков, гудошников и др.). В 1870 Н. В. Кондратьев организовал хор владимирских рожечников, в 1886 Н. И. Белобородов — оркестр хроматич. гармоник, в 1887 В. В. Андреев — «Кружок любителей игры на балалайках» (ансамбль из 8 музыкантов), в 1896 преобразованный в Великорусский оркестр. Эти коллективы выступали по городам России и за рубежом. По примеру оркестра Андреева стали возникать любительские О. н. и. В 1902 Г. Хоткевич, присоединив к ансамблю троисти музыкы бандуристов и лирников, создал первый укр. О. н. и. В Литве в 1906 был создан этнографич. ансамбль старинных канклес. В груз. фольклоре, где ведущую роль играют вок. жанры, инстр. ансамбли преим. сопровождают танцы, пение. В 1888 был организован первый груз. нац. оркестр. В Армении ансамбли нар. инструментов существовали ещё до н. э. В кон. 19 в. получил известность ансамбль ашуга Дживани.
В сов. время созданы условия для широкого развития О. н. и. В союзных и автономных республиках была проведена большая работа по усовершенствованию и реконструкции нар. муз. инструментов, способствовавшая обогащению их выразит. и технич. возможностей (см. Реконструкция музыкальных инструментов). Одним из первых оркестров, составленных из усовершенствованных нар. инструментов, был т. н. Восточный симфонич. оркестр, организованный В. Г. Буни в 1925–26 в Армении.
Начиная с 1940-х гг. в традиц. ансамбли всё чаще вводятся дополнит. инструменты. Так, в ансамбль рус. кувикл нередко входят сопель, жалейка и скрипка, кавказский дуэт зурн и дудуков сопровождает «восточная» гармоника и т. д. Гармоника и особенно такие её разновидности, как баян, аккордеон, широко вошли во мн. нац. ансамбли. В состав рус. О. н. и., помимо баяна, эпизодически включают также жалейки, рожки, ложки, а иногда и флейту, гобой, кларнет и др. дух. инструменты (напр., в оркестре Ансамбля песни и пляски Сов. Армии им. А. В. Александрова). Возник ряд проф. О. н. и., были созданы инстр. группы при ансамблях песни и пляски, хор. и танц. коллективах, при комитетах радиовещания. Наряду с проф. О. н. и., находящимися в ведении союзных и респ. филармоний и ведущими широкую конц. работу, в СССР получили массовое распространение самодеят. оркестры и ансамбли (при домах культуры, клубах). О. н. и. возникают в республиках, где ранее не было многоголосия и ансамблевой игры (напр., в Казахстане, Киргизии, Туркмении). Среди наиболее значит. О. н. и.: Рус. нар. оркестр им. Н. П. Осипова (Москва, с 1940), Рус. нар. оркестр им. В. В. Андреева (см. Оркестр русских народных инструментов), Казах. оркестр нар. инструментов им. Курмангазы (1934), Узб. оркестр нар. инструментов (1938), Нар. оркестр БССР (1938), оркестр молд. нар. инструментов (1949, с 1957 «Флуераш») и ансамбль нар. музыки «Фольклор» (1968) в Молдавии, оркестр Рус. нар. хора им. М. Б. Пятницкого, оркестр при Ансамбле песни и пляски Сов. Армии им. А. В. Александрова; инстр. группы при карельском ансамбле песни и танца «Кантеле» (1936), литов. ансамбль «Летува» (1940), Укр. нар. хор им. Г. Верёвки (1943). Оркестры и ансамбли нар. инструментов располагают обширным репертуаром, в к-рый входят инстр. пьесы, танцы и песни народов СССР и заруб. стран, а также произв. сов. композиторов (в т. ч. и написанные специально для О. н. и.), классич. музыка.
Классы игры на нар. инструментах, готовящие кадры проф. исполнителей, дирижёров, преподавателей и руководителей художеств. самодеятельности, имеются в ряде высших уч. заведений страны (напр., в Ленингр., Киевской, Рижской, Бакинской, Ташкентской и др. консерваториях, Моск. муз.-педагогич. ин-те, в ин-тах культуры мн. городов), а также в муз. уч-щах, детских муз. школах, спец. кружках при Дворцах культуры и крупных самодеят. коллективах.
О. н. и. распространены и в др. социалистич. странах. В заруб. странах существуют проф. и любительские О. н. и., включающие также гитары, мандолины, скрипки и др. совр. муз. инструменты.
Литература: Андреев В. В., Великорусский оркестр и его значение для народа, (П., 1917); Алексеев К., Самодеятельный оркестр народных инструментов, М., 1948; Гизатов Б., Казахский гос. оркестр народных инструментов им. Курмангазы, A.-A., 1957; Жинович И., Гос. белорусский народный оркестр, Минск, 1958; Вызго Т., Петросянц A., Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962; Соколов Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, Л., 1975.
Г. И. Благодатов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.