Таллин (эст. Tallinn) — столица Эстонской ССР, промышленный и культурный центр. Самые ранние дошедшие до нас сведения о музыкальной жизни Таллина (церковная музыка) относятся к 13 веку. В 14 веке при церквах создавались школы для будущих священников, где большое внимание уделялось пению. Получили распространение григорианские хоралы (рукописные сб-ки). Светскую музыку исполняли в основном бродячие музыканты (ряндмуузикуд), часто посещавшие Т. — один из торг. центров Сев. Европы. В 15 в. мн. музыканты объединялись в цехи; в связи с тем что в домах богатых горожан всё чаще устраивались разл. празднества (балы, праздники майского графа и др.), в Т. был осн. т. н. привилегированный статус гор. музыкантов- профессионалов (сохранялся до 1836), мн. из них приглашались из др. городов для участия в театр. постановках, концертах, богослужениях (напр., в капелле Ратуши разрешалось иметь 4–6 музыкантов).
В 1710, во время Северной войны (1700–21), Т. был включён в состав Российской империи и стал центром Ревельской (с 1783 — Эстляндской) губ. Стабилизировалась культурная жизнь города. В нач. 18 в. в имениях помещиков создавались крепостные оркестры. В 1784 А. Ф. Коцебу организовал в Т. любительский т-р, где ставились пьесы с эст. песнями и танцами (в т. ч. оперетта «Отцовская надежда» Хёршельмана и Коцебу, 1788). В этот период участились гастроли разл. оперных трупп (в 1797 в Т. были показаны оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», а также неск. зингшпилей, в т. ч. «Красная шапочка» Диттерсдорфа). В домах горожан силами любителей проводились вечера камерной музыки. В нач. 19 в. появляются первые хор. коллективы, любительские оркестры, повышается уровень муз. образования. Большое значение для развития нац. муз. культуры Эстонии имело осн. в 1865 в Т. певч. об-во «Эстония», к-рое уже в 1880 провело здесь 3-й всеобщий певческий праздник (1-й и 2-й проходили в Тарту). Активизации муз. жизни города в сер. 19 в. во многом способствовала деятельность композитора, органиста и педагога И. А. Хагена, к-рому принадлежат и первые муз. учебники на эст. яз. — «Учебник нот» (1841), «Учебник игры на органе» (1861) и др. В кон. 19 в. под упр. композитора и хор. дирижёра К. Тюрнпу в Т. были исполнены «Страсти по Матфею» и месса h-moll И. С. Баха, «Missa Solemnis» Бетховена, «Немецкий реквием» Брамса и Реквием Верди.
Особое место в муз. жизни Т. занимает органная музыка. Первые сведения об органах в Т. встречаются в документах 1422; известно, что при пожаре в 1433 погибли все церк. органы города. К сер. 15 в. в домах богатых горожан появились маленькие органы (позитивы), что способствовало распространению бытового музицирования. В нек-рых документах 1502 упоминается мастер органов доминиканский монах Петер. В 1588 в церкви Олевисте был установлен орган с 38 регистрами. Большие органы были построены и в церквах Нигулисте (1639) и Пюхавайму (1670). В 17–18 вв. в Т. работал К. Бусбецкий — ученик Д. Букстехуде. С кон. 18 в. на гастроли приезжали известные органисты-виртуозы — Г. Й. Фоглер (1787), И. В. Геслер (1792), И. Ц. Тауггэ (1812) и др. В 19 в. органы (большинство из них построено местными мастерами) были уже во всех церквах Т. и во мн. школах. В нач. 20 в. успешно работала органная фирма А. Теркмана.
Издавна таллинские мастера изготавливали фп.; в кон. 18 в. свои инструменты рекламировали И. Гребнер и М. Нейдхард, в 19 в. — X. X. Фалк и Т. Софа, а в нач. 20 в. — фирма Крэман — Олбрей, позже — К. Саар, Э. Хийс и др.
В 1906 в Т. при об-ве «Эстония» был создан нац. проф. муз. т-р (см. Эстонский театр оперы и балета), в труппу к-рого вошли певцы О. Микк-Крулль, А. Сяллик, X. Эйнер, Б. Хансен, дирижёр Р. Кулль, ставшие основоположниками нац. оперы. В 1907 т-р пост. оперетту С. Джонса «Гейша», в 1908 — оперу Ф. Флотова «Алессандро Страделла». Со дня основания т-ра начал свою деятельность театр. оркестр, к-рый в 1907–10 в составе 40 чел. давал также концерты под упр. О. Хермана. В 1913 оперная, балетная и драм. труппы получили новое театр. здание «Эстония», что явилось значит. событием в муз. жизни города. В конц. зале «Эстония» (с большим органом эст. фирмы «Теркман») регулярно проходили симф. и камерные концерты. В 1910 на 7-м всеобщем певч. празднике впервые были проведены большие концерты симф. и ораториальной музыки, программа к-рых состояла в основном из произв. эст. композиторов (А. Лемба, А. Капп, Р. Тобиас, М. Хярма). Начиная с сезона 1915/16 в Т. систематически проводились симф. концерты под рук. дирижёра Р. Кулля. В сезоне 1916/17 состоялось 118 концертов, из них 11 симфонических, остальные — т. н. народные (устраивались по воскресеньям, в репертуаре — популярные произв. мировой классики); в сезоне 1919/20 — 62 концерта, из них 28 симфонических.
В нач. 20 в. в Т. появляются рабочие хоры и дух. оркестры (в т. ч. об-в «Валвая» и «Пандорин», оркестр рабочих фабрики А. М. Лютера и рабочий хор железнодорожных ф-к); в их репертуар входили и революц. песни («Марсельеза», «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка»).
После установления Советской власти в Таллине (26 окт. (8 нояб.) 1917) активизируется деятельность рабочих коллективов, издаются революц. песни, создаётся отделение Всеросс. об-ва оркестрантов, проводятся массовые концерты-митинги, в т. ч. в нар. доме «Олеви». Активное развитие муз. жизни города было прервано вторжением в Эстонию войск интервентов (февр.-ноябрь 1918) и установлением бурж. республики, что привело к изоляции эст. культуры от России. В период бурж. диктатуры муз. иск-во развивалось благодаря усилиям прогрессивных деятелей культуры. В 1919 в Т. было создано Высшее муз. уч-ще (с 1923 — консерватория), первыми педагогами к-рого были выпускники Петерб. и Моск. консерваторий; в их числе — композитор, органист и хор. дирижёр М. Людиг (первый директор Таллинской консерватории), а также пианист и композитор А. Г. Лемба и комп. А. Й. Капп. В 20-30-е гг. консерваторию окончили такие видные впоследствии музыканты, как композиторы Э. Аав, Э. Арро, Э. Капп, Г. Эрнесакс, органист X. Лепнурм, певцы Т. Куузик, Э. Маазик и др. Основанный в 1921 Союз эст. певцов (Союз эст. певч. хоров) сосредоточил внимание на деятельности хоров и дух. оркестров, под его руководством проводились и очередные певч. праздники в Т. (1923, 1928, 1933, 1938). Любительские хоры в этот период достигли высокого художеств. уровня. С 1924 союз издавал (ежемесячно) муз. журн. «Muusikaleht». В 1923 в Т. открылся Муз. музей (ныне Музей т-ра и музыки). Конц. жизнью руководил отдел музыки об-ва «Эстония». В 1924 осн. Эст. акад. об-во композиторов, к-рое занималось пропагандой камерной музыки. Значит. роль играли создаваемые с 1927 объединения рабочей музыки; основанное в 1929 таллинское «Об-во рабочей музыки» («Tццlismuusika Selts») устраивало т. н. народные концерты симф. и духовой музыки. В 1930 в Т. был создан эст. «Союз рабочей музыки» («Tццlismuusika Liit»), к-рый объединял рабочие муз. коллективы Эстонии.
Значит. роль в пропаганде муз. культуры сыграло Таллинское муз. радиовещание (с 1926). На Радио работали симф. оркестр и камерные ансамбли. С 1928 для исполнения крупных симф. произв. оркестр радиовещания объединялся с оркестром т-ра «Эстония». В этот период оркестром часто дирижировали гастролёры Г. Абендрот, В. Бердяев, А. К. Глазунов, А. Коутс, H. A. Малько, И. Ф. Стравинский и др. В Т. на гастроли приезжали С. С. Прокофьев, Д. Ф. Ойстрах, В. В. Барсова, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др. Ведущим эст. композитором и педагогом в Т. был А. Капп, во многом способствовавший развитию муз. жизни в 20-40-е гг. Событием стала пост. в т-ре «Эстония» в 1928 первой эст. оперы «Викерцы» («Викинги») Э. Аава. Здесь же в кон. 30-х гг. пост. произв. сов. композиторов — опера «Тихий Дон» и балет «Красный мак». В Т. состоялась премьера первой эст. сов. оперы «Огни мщения» Э. Каппа (1945).
С восстановлением Советской власти в Эстонии (21 июня 1940) начались реорганизация муз. жизни Т., становление социалистич. муз. культуры города. Создаются Гос. филармония, Союз композиторов Эстонии, Дом нар. творчества; государственными становятся консерватория, т-р «Эстония»; начинает издаваться ежемесячный журн. «Театр и музыка». Это интенсивное развитие было прервано Великой Отечеств. войной 1941–45. Эвакуированные в Ярославль мн. эст., в т. ч. таллинские, композиторы и музыканты объединились в «Эстонские гос. художеств. ансамбли» (1942) — были созданы муж. и смешанный хоры, симф. н эстр. оркестры, квинтет духовых инструментов.
С 1944 в освобождённом от оккупации Т. определился быстрый подъём муз.-культурной жизни. Возобновляет работу симф. оркестр радио (с 1975 — Гос. симф. оркестр Эст. ССР); на базе муж. хора (осн. в Ярославле) Г. Эрнесакс в 1944 организовал при филармонии первый эст. проф. муж. хор (с 1952 — Гос. акад. муж. хор Эст. ССР). Создаются муз. коллективы — смешанный хор (1945), эстр. оркестр (1946) (ныне коллективы Эст. телевидения и радио). При консерватории по инициативе В. Алумяэ осн. струн. квартет.
Очагом оперной и балетной культуры стал Гос. т-р Эст. ССР «Эстония». В 1949 от него отделилась драм. труппа; с 1950 — академический. Муз. спектакли ставятся и в Т-ре юного зрителя (осн. в 1965). Центр. конц. организацией Т. является Филармония Эст. ССР, к-рая устраивает симф. и камерные концерты, авторские концерты композиторов, выступления солистов — певцов и инструменталистов, широко популяризирует нац. муз. культуру, обеспечивает в Т. гастроли крупнейших сов. и заруб. мастеров муз. иск-ва, что во многом способствует оживлению муз. жизни города. Активную конц. деятельность ведут Таллинский камерный оркестр (с 1961), Таллинский камерный хор (с 1962), камерные ансамбли филармонии — 2 струн. квартета, трио, Квинтет дух. инструментов им. Я. Тамма, а также эстр. ансамбль «Лайне» (с 1965). Концерты проходят гл. обр. в конц. зале «Эстония» и зале Ратуши. Мн. муз. коллективы Т. с успехом выступают в разл. городах Эстонии и др. республик Сов. Союза. Большую работу по пропаганде муз. произв. ведут Эст. радио и телевидение (с 1955). Осн. в 1941 Союз композиторов Эстонии на 1 янв. 1978 насчитывал 72 чел., из них 67 — в Т.
Центр муз. образования — Таллинская консерватория. В 1944 в Т. осн. Муз. уч-ще (с 1976 — имени Г. Отса), в 1961 — средняя муз. школа; имеются 2 детские муз. школы. В Т. работают Студия грамзаписи и завод компакткассет (с 1971) фирмы «Мелодия», изд-во «Ээсти Раамат» и эст. отделение Муз. фонда СССР, Таллинская фп. фабрика (осн. в 1951; её конц. и кабинетные рояли «Эстония» получили междунар. признание).
Широкий размах приобрела музыкально- художеств. самодеятельность; создаются многочисл. хоры, эстр. оркестры, вок. ансамбли. Лучшие из них активно участвуют в муз.-конц. жизни города. Особое распространение получила хор. песня. Начиная с 1947 в Т. каждые 5 лет продолжают проводиться всеобщие певч. праздники, в 1969 состоялся юбилейный (в дни праздника устраиваются вечера нар. творчества, на открытых эстрадах ставятся муз. спектакли, оперы). С 1972 в Т. дважды в течение 5 лет проходят всесоюзные фестивали хоров, с 1967 — респ. конкурсы исполнителей (вокалистов и инструменталистов).
Литература: Музыка Советской Эстонии, Тал., 1956; Вахтер A., Эстонская ССР, М., 1957 (серия — Музыкальная культура союзных республик); Ройзман Л., Органная культура Эстонии, М., 1960; Брунс Д. В., Таллин сегодня и завтра, Тал., 1964; История музыки народов СССР, т. 1–5, М., 1970–74; Saha H., Muusikaelust vanas Tallinnas, Tal., 1972.
А. Хирвесоо
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.