Монгольская музыка
Монгольская народная музыка построена на пентатонике. Она подразделяется на 3 осн. разновидности: песни, эпич. сказания и инстр. музыку. Нар. песни одноголосны. Различают медленные «протяжные» (урт-дуу), имеющие большой диапазон, сложный ритмич. рисунок, богато орнаментированную мелодику (включает мелизмы, тремоло и др.), и «короткие» (богино-дуу), более простые по ритму, мелодии и построению. Распространены песни лирич., бытовые, трудовые, революц., историч., походные, шуточные, религиозные и лит. происхождения. Часто песни исполняются в сопровождении нар. инструментов, обогащаясь при этом орнаментальными подголосками. Среди нар. инструментов: лимба — род флейты, моринхур и хучир — струнные смычковые, шанз — плекторный щипковый, ёочин — род цимбал, и др. Народная инстр. музыка представлена 3 разновидностями: сольные наигрыши, инструментальные (песенно-инстр.) ансамбли и наигрыши музыкантов-сказителей.
С глубокой древности широкое распространение получили сказания (улигеры) эпич. содержания. Носители устной нар. муз. культуры — хурчи (исполнители на хуре), улигерчи (рапсоды-сказители), дуучи (певцы-солисты), хогжимчи (музыканты-инструменталисты). Среди выдающихся нар. исполнителей и создателей песен, в т. ч. и о новом быте, наиболее известны: Ульдзуй Лубсан-хурчи, Тудуб, Алтан-гэрэл, М. Дугаржав, Дашиделиг и др. В Монголии бытует также особый, весьма своеобразный вид двухголосного горлового пения (особым способом певец одновременно извлекает два звука — басовый и флажолет).
Совр. М. м. начала развиваться после революц. преобразований 1920-30-х гг. Первая партизанская песня «Шивэ Кяхта» («Взятие крепости Кяхта») родилась в огне боёв нар. Революции 1921. Вслед за ней были созданы нар. революц. песни «Красное знамя», «Песня об аэроплане» и др. В 1924 появились песни старейшей деятельницы монг. муз. иск-ва Ишдулам «Ленин наш учитель», «Песня о Ленине и Сухэ-Баторе», затем были созданы песни нар. композиторами У. Лубсан-хурчи «Маркс и Ленин», М. Дугоржава «Песня о Сухэ-Баторе» и др. В песнях 40-х гг. преобладала военно-патриотич. тема. Появились также трудовые, рабочие, детские, молодёжные, лирические и др. песни; их писали композиторы Л. Мурдорж, Б. Дамдинсурэн, С. Гончиксумла, Л. Дорж, Д. Лувсаншарав и др. В 50-х гг. тематика песен расширилась, в них прочное место заняли гражданская лирика, тема созидат. деятельности рабочих и сельских тружеников.
В 60-е гг. в связи с общим подъёмом культуры в МНР и растущими эстетич. запросами народа жанровый состав песенного творчества обогатился. Появились сочинения для хора a cappella (авторы — хормейстеры, получившие высшее образование в СССР, Д. Мяасурэн, Д. Лувсаншарав, Г. Дармзагд и др.).
Становление проф. муз. культуры проходило под влиянием европ. музыки. Первые образцы муз. драмы возникли на базе песен-диалогов сказителей. В 1942 в Улан-Баторе основан Муз.-драм. т-р, спектакли к-рого сопровождались небольшим ансамблем нар. инструментов. При активной помощи сов. специалистов воспитывались первые кадры исполнителей и композиторов. В 40-50-е гг. молодые композиторы, певцы, дирижёры, хормейстеры были направлены на учёбу в СССР и др. социалистич. страны. В 1963 Муз.-драм. т-р был преобразован в Т-р оперы и балета. В 60-70-е гг. в его репертуаре мн. классич. и совр. оперы на монг. яз. («Евгений Онегин», «Русалка», «Фауст», «Чио-Чио-сан», «Алеко», «Князь Игорь», «Проданная невеста»; «Октябрь» Мурадели и др.), а также балеты («Бахчисарайский фонтан», «Коппелия», «Эсмеральда», «Золушка» и др.); произв. монг. композиторов: С. Гончиксумлы — опера «Унэн» (1954), балеты «Секира» (1960), «Сельский праздник» (1967), «Верные друзья» (1971); Б. Дамдинсурэна — оперы «Путь к счастью» (1952), «Три Шарайгольских хана» (1961), «Борьба» (1965), «Амарсана» (1971), «Незабываемые сорок два дня» (1974), балет «Легенда об озере» (1969); Д. Лувсаншарава — оперы «Хан Бургед» (1966), «Взятие крепости Кяхта» (1971); Э. Чойдога — балеты «Цветок среди бурьяна» (1965), «Нерушимая, стальная дружба» (1969); Л. Мурдоржа — опера «Народный певец и музыкант Намжил» (1961). Среди солистов т-ра: нар. арт. МНР Д. Пурэвдорж, засл. арт. МНР Г. Хайдав, Д. Жаргалсайхан, А. Загдсурэн; солисты балета — засл. арт. МНР Т. Туул, О. Ганбатор; гл. дирижёр т-ра — нар. арт. МНР Ж. Чулун, балетм. — засл. деят. иск-в МНР Б. Жамьяндагва и др. В 1950 создан Нар. ансамбль песни и танца МНР. При ансамбле работает оркестр нар. инструментов, в составе к-рого реконструированные деревянные и медные духовые инструменты (лимба, бишгуур, эвэр бурээ, их бурээ и др.), струнные смычковые (хучир, кобыз, моринхур, бас кобыз, их хур), щипковые плекторные (шанз), арфообразные (ятга), типа цимбал (ёочин), ударные. Ансамбль неоднократно выступал в СССР и в др. странах Европы, Азии и Африки.
Гос. симф. оркестр МНР осн. в 1957. Его худ. рук. и главный дирижёр засл. арт. МНР Ц. Намсрайжав. Оркестр пропагандирует классич. музыку, произв. совр. муз. иск-ва, способствует созданию новых сочинений монг. композиторами (С. Гончиксумла, Д. Дамдинсурэн, Л. Мурдорж, Э. Чойдог, Ж. Чулун, Ц. Намсрайжав и др.). Сочинения композиторов МНР охватывают мн. жанры: кантаты, оперы и балеты, камерные и симфонич. произв., пьесы для нар. инструментов, музыка к фильмам.
В Улан-Баторе имеются Ансамбль песни и пляски Монгольской Народной армии, образцово-показательный духовой оркестр Мин-ва обороны МНР, муз.-хореографическое уч-ще. Муз.-драм. т-ры работают в центрах аймаков (областей): Чойбалсане, Кобдо, Баян-Улэгэй и др. городах. В 1964 создан Союз композиторов МНР. Председатель С. Гончиксумла (со дня основания). Среди музыковедов: Д. Батсурэн, Ж. Бадра, Г. Ринченсамбу.
Литература: Берлинский П. М., Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан-Хурчи. Опыт анализа монгольского устного музыкально-поэтического творчества, М., 1933; Смирнов Б. Ф., Музыкальная культура Монголии, М., 1963; его же, Монгольская народная музыка, М., 1971; Кондратьев С. A., Музыка монгольского эпоса и песен, М., 1970; Ряузов С. Н., По пути, указанному Лениным, «СМ», 1970, No 2; его же, Встреча советских и монгольских музыкантов, «МЖ», 1972, No 5; его же, Пути развития музыкального творчества, «СМ», 1973, No 12; Флярковский А. Г., Встречи с друзьями, «СМ», 1971, No 6; Гончиксумла С., Крепнут творческие связи, «МЖ», 1972, No 5; The music of the Mongols, pt 1 — Eastern Mongolia, Stockh., 1943.
С. Н. Ряузов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.