Действенный — танец, воплощающий развитие действия балетного спектакля. В 18–19 вв. носил название pas d’action, в отличие от канонич. форм pas de deux, pas d’ensemble и др. Напр., танец Ганса с виллисами во 2-м акте «Жизели», сцена Авроры, Дезире и феи Сирени с нереидами во 2-м акте «Спящей красавицы».
Д. т. в качестве основы балетного спектакля утверждали Ж. Ж. Новер и Ш. Дидло, сближая его с пантомимой. В кон. 19 — нач. 20 вв. понятие Д. т. приобрело более широкое значение, оно стало охватывать все разновидности танца, развивающего действие, в отличие от дивертисментного танца (см. Дивертисмент), выражающего не действие, а состояние, и пантомимы, раскрывающей действие, но нетанцевальными средствами. Д. т. — гл. выразит. средство сюжетного балета, бессюжетный балет не имеет Д. т.
В сов. балете уже на первых этапах были созданы выдающиеся образцы Д. т. (массовые народно-танц. сцены в спектаклях В. И. Вайнонена, диалоги гл. действующих лиц в пост. Р. В. Захарова «Бахчисарайский фонтан», танец смерти Меркуцио в пост. Л. М. Лавровского «Ромео и Джульетта» и др.). Однако развитие Д. т. было ещё недостаточным. Действие балетов нередко выражалось не в танце, а в пантомиме, танцы же главным образом характеризовали среду, фон действия, показывали бытовые развлечения (праздник, бал и др.). Повышение роли Д. т. в связи с драматизацией балета иногда принимало упрощённый характер, было связано с отказом от развитых форм ансамблевого и симфонического танца.
В дальнейшем развитии балетного театра эти недостатки были преодолены. Напр., спектакли Ю. Н. Григоровича строятся на основе непрерывного Д. т. (сольного, ансамблевого, массового), где может сохраняться преемственная связь с дивертисментным танцем (танец шутов в «Легенде о любви») или с пантомимой (отдельные эпизоды сцены свадьбы в «Ангаре»), но Д. т. всегда выражает сюжет и развивает драматич. действие.
В современном балете произошло соединение Д. т. со сложными формами симфонич. танца. Драматургия балетного спектакля строится на основе крупных танц. сцен (воплощающих этапные, узловые моменты развития действия), каждая из которых представляет собой симфонически разработанный Д. т. (в 1-м акте «Спартака»: нашествие — страдания рабов — развлечения пирующего Красса — призыв к восстанию). Д. т. получил развитие также в постановках балетов на симфонич. музыку («Ленинградская симфония», балетм. И. Д. Бельский), в работах О. М. Виноградова, Г. А. Майорова, В. Н. Елизарьева и др.
Литература: Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи и письма, Л. — М., 1962; Но в ер р Ж.-Ж., Письма о танце и балетах, [пер. с франц.], Л. — М., 1965; Карп П., О балете, М., 1967; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., [М.], 1971; Лопухов Ф., Хореографические откровенности, [М., 1972]; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, [Л., 1975]; Захаров Р., Записки балетмейстера, М., 1976.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.