Автентическая каденция, автентический каданс (от греч. aytentikos — главный, основной) — последование аккордов V ступени (доминанты) и I ступени (тоники), завершающее муз. построение или целое произв. Назв. происходит от автентич. средневековых ладов, в к-рых V ступень (доминанта) играла особенно важную роль.
Автентическая каденция получила широкое распространение с 17 в. Как и др. каденции (кадансы), Автентическая каденция может быть полной (D — Т) или половинной (Т — D). В свою очередь полные каденции разделяют на совершенные и несовершенные. В совершенных каденциях в басу даётся ход V–I ступени, а в верхнем голосе на I ступени звучит осн. тон аккорда. В несовершенных каденциях эти условия не соблюдаются, напр. D или T даются в виде секстаккорда, или заключительный тонич. аккорд — в мелодич. положении терции или квинты.
Литература: Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884–85; его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, оба издания вошли в Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Тюлин Ю., Учение о гармонии, М., 1966, гл. VII; Дубовский И., Евсеев С., Спoсобин И., Соколов В., Учебник гармонии, М., 1965.
Ю. Г. Кон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.