Трепак

Категории словаря

Старинная русская пляска, распространённая также на Украине. Плясовые движения (преим. дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру Т. имел много общего с "Камаринской" и "Барыней"; он представлял собой либо одиночную муж. пляску, либо пляску-соревнование (т. н. перепляс). В отличие от них не имел традиц. мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмич. формула - 2 двудольных такта хореич. стопы с дроблением (обычно неполным) сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей:

Нар. определение подобной ритмики - пляска "в три ноги", в отличие от пляски "в две ноги", где долгая сильная доля чередуется с двумя короткими слабыми долями

Метроритмика, характерная для Т., встречается в колядках плясового типа (см. кн. : Земцовский И., Мелодика календарных песен, Л., 1975, с. 39, 171), скоморошьих былинах и песнях (см. Сборник Кирши Данилова, М., 1958, NoNo 61, 68), в шуточных (см. сб.: Лядов A., Песни русского народа, М., 1959, No 114), плясовых и хороводных песнях (см. сб.: Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957, NoNo 20, 35; Римский-Корсаков Н., Сборник русских народных песен ор. 24, NoNo 26, 32, Полн. собр. соч., т. 47, М., 1952).

П. И. Чайковский. Трепак. Русский танец из 2-го д. балета "Щелкунчик".

Жанр Т. неоднократно использовался в произв. рус. композиторов (напр., "Трепак" для фп. А. Г. Рубинштейна), причём трактовался в разл. планах: юмористическом (см. пример, а), праздничном (пример, б), в стиле грубоватой скоморошьей пляски (пример, в); в трагич. преломлении его применил М. П. Мусоргский (пример, г).

П. И. Чайковский. Характеристический танец, ор. 72 No 4 для фп.

Аналогию с известной пьесой К. Вебера "Приглашение к танцу" вызывает "Приглашение к трепаку" - романтическое по общему колориту соч. П. И. Чайковского (пример, д). Особенности Т. обобщённо претворены в нек-рых произв. Чайковского (напр., в финале скрипичного концерта), И. Ф. Стравинского ("Русская" из балета "Петрушка").

Н. А. Римский-Корсаков. Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины "Садко".

M. И. Мусоргский. Трепак из вокального цикла "Песни и пляски смерти".

П. И. Чайковский. Танцевальная сцена. Приглашение к трепаку, ор. 72 No 18 для фп.

Т. описан многими рус. писателями: Л. Н. Толстым ("Война и мир"), Н. В. Гоголем ("Вий"), М. Горьким ("Сторож"), И. С. Никитиным. Из совр. быта как одиночная пляска исчез; его не включают ни в описания бытующих нар. плясок и танцев, ни в учебные пособия по хореографии. В 20 в. стали популярными производный от Т. коллективный перепляс, в к-ром участвуют две соревнующиеся группы исполнителей, а также массовая пляска с поочерёдными импровизациями солистов. От Т. в них сохранились метроритмика, характер плясовых движений, удаль, изобретательность.

Е. М. Фраёнова

реклама

вам может быть интересно

Японская музыка Национальные культуры
Котильон Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Багатель Музыкальные жанры
Largo, ларго Термины и понятия
Киргизский балет Балет и танец
Batteries, батри Балет и танец
Хроматизм Термины и понятия
Романтизм в музыке Течения в искусстве
Фагот Музыкальные инструменты
Программная музыка Термины и понятия
Символизм Течения в искусстве

Реклама