Ballets Russes
Труппа, созданная в 1911-13 годах С. П. Дягилевым на основе «Русских сезонов» за границей.
Балетмейстер — М. М. Фокин (1909-12 и 1914), репетитор — Э. Чеккетти. Ведущие танцовщики — Т. П. Карсавина и В. Ф. Нижинский. Из петербургского Мариинского театра в «Русский балет Дягилева» перешли Б. Ф. Нижинская, А. Р. Больм. Кордебалет формировался из артистов оперных театров Варшавы и Парижа, а в летнее время — также московских и петербургских театров.
Сезон 1911 начался спектаклями в Монте-Карло (продолжен в Париже, Риме и Лондоне). Были поставлены новые балеты Фокина — «Видение розы» на музыку Вебера (художник Л. С. Бакст), «Нарцисс» Черепнина (художник тот же) и «Подводное царство» на музыку из оперы «Садко» Римского-Корсакова (художник Б. И. Анисфельд), а также сокращённая версия «Лебединого озера» (с участием М. Ф. Кшесинской и Нижинского). Центральным событием сезона стал поставленный Фокиным балет «Петрушка» (художник А. Н. Бенуа).
В 1912 были показаны — «Синий бог» Ана, «Тамара» на музыку Балакирева, «Дафнис и Хлоя», все — постановки Фокина (художник Бакст), «Послеполуденный отдых фавна» (балетмейстерский дебют Нижинского); в 1913 — «Игры» Дебюсси (художник Бакст), «Весна священная» (художник Н. К. Рерих), оба — постановки Нижинского, «Трагедия Саломеи» Шмитта (балетмейстер Б. Г. Романов, художник С. Ю. Судейкин); в 1914 (Прага, Монте-Карло, Париж, Лондон) — «Бабочки» на музыку Шумана (художник М. В. Добужинский), постановка Фокина.
С началом 1-й мировой войны «Русский балет Дягилева» на время прервал свои выступления. Сезон 1915-16 труппа провела в гастролях по Испании, Швейцарии и США. Были поставлены: «Ночное солнце» на музыку Римского-Корсакова (балетмейстер Л. Ф. Мясин, художник М. Ф. Ларионов), «Менины» на музыку Форе (балетмейстер и художник те же, костюмы К. Сократе), «Кикимора» на музыку Лядова (балетмейстер и художник те же). В 1917 коллектив распался.
Вернувшись в Европу, Дягилев сформировал новую труппу. Ведущее положение в ней стали занимать западно-европейские танцовщики. В 1917-29 здесь работали балетмейстеры Л. Ф. Мясин, Б. Ф. Нижинская и Дж. Баланчин. В 1917 труппа выступала в городах Европы и Южной Америки. Были созданы новые спектакли: «Фейерверк» на музыку Стравинского (художник Дж. Балла), «Женщины в хорошем настроении» на музыку Скарлатти (балетмейстер Мясин, художник Бакст), «Русские сказки» на музыку Лядова (балетмейстер Мясин, художник Ларионов и Н. С. Гончарова) и «Парад» (балетмейстер тот же, художник Пикассо).
Наиболее значительные премьеры следующих сезонов: балеты, поставленные Нижинской, — «Байка про Лису...» (1922, художники Ларионов и Гончарова), «Свадебка» Стравинского (1923, художник Гончарова), «Лани» Пуленка (1924, художник М. Лорансен); Мясиным — «Песнь соловья» Стравинского (художник А. Матисс) и «Пульчинелла» (художник Пикассо), оба — 1920; «Меркурий» Сати (1924, художник тот же), «Стальной скок» Прокофьева (1927, художник Г. Б. Якулов); Баланчина — «Барабау» Риети (1925, художник М. Утрилло), «Кошка» Соге (1927, художник Н. Габо и Певзнер), «Аполлон-Мусагет» Стравинского (1928, художники А. Бошан и Г. Шанель), «Блудный сын» Прокофьева (1929, художник Ж. Руо).
Деятельность труппы «Русский балет Дягилева», составившая эпоху в истории балетного театра, разворачивалась на фоне всеобщего упадка хореографического искусства, когда русский балет оставался едва ли не единственным хранителем наследия прошлого и носителем высокой исполнительской культуры и мастерства.
«Русский балет Дягилева», находившийся в течение двух десятилетий в центре художественной жизни Запада, послужил стимулом к возрождению этого вида искусства в ряде стран и становлению его в тех странах, где до того не существовало профессионального балетного театра. Реформаторская деятельность хореографов и художников дягилевской труппы решающим образом повлияла на дальнейшее развитие балетного театра во всём мире, существенно изменив отношение к балету в целом и к отдельным его проблемам.
Так, например, идея обращения хореографов к симфонич музыке, не предназначенной специально для танца, оказалась плодотворной для балета 20 века, открыв путь дальнейшим исканиям.
«Русский балет Дягилева» способствовал пробуждению интереса к балету многих композиторов и стимулировал появление выдающихся балетных партитур. Вместе с тем переворот, совершённый деятелями дягилевской антрепризы, носил по существу узкоэстетический характер, и балет по-прежнему оставался искусством, предназначенным лишь для аристократической и буржуазной элиты.
Диктат личного вкуса Дягилева, его непрестанное стремление к новизне приводили к резким поворотам в репертуарной политике труппы, а стремление быть законодателем художественной моды, присущий Дягилеву «фаворитизм» вызывали принципиальные разногласия в среде его постоянных сотрудников, вынуждая их расставаться с труппой. Наметившийся уже в предвоенные годы разрыв с русской культурной почвой привёл в 20-х годах к окончательной утрате антрепризой национального характера, сделал её явлением западно-европейской культуры.
Источник: Энциклопедия «Балет», 1981