New York City Ballet
Американская балетная труппа. Ведёт свою историю от выступления Школы американского балета (основана в 1934) в декабре 1934. Существовала до 1948 под разными названиями.
Первоначально параллельно работали «Американ балле» (1935-38), организованная Л. Кёрстайном и Э. М. Варбургом при участии Дж. Мартина и Дж. Баланчина (ставились его балеты), и «Балле караван» (1936-38), организованная Кёрстайном (в репертуаре балеты Л. Кристенсена, У. Доллара, Ю. Лоринга). В 1936-38 «Американ балле» работала при «Метрополитен-опера». В 1941 труппы объединились под названием «Американ балле караван» для гастролей по Лаинской Америке.
В годы 2-й мировой войны деятельность труппы прекратилась. Ведущие артисты в 1934-41: Р. Борис, Дж. Каччаланца, Доллар, Л. Кристенсен, Х. Кристенсен, Лоринг, Т. Болендер, Н. Магальянес. В 1946 коллектив возродился под назв. «Балле сосайети» и в 1948, когда начал регулярные выступления в нью-йоркском «Сити сентер оф драма энд мьюзик», был переименован в «Нью-Йорк сити балле».
Балеты ставили Болендер, Дж. Тарас, Л. Кристенсен, Доллар, с 1949 — Дж. Роббинс.
Основу репертуара составляют балеты руководителя труппы Баланчина, поставившего здесь свыше 100 спектаклей; преобладают бессюжетные балеты, где танец существует как средство интерпретации музыки, классической или современной, не предназначенной для сценического воплощения; балетмейстер создаёт средствами классического танца хореографический образ аналогично образу музыкальному: «Серенада» на муз. Чайковского (1934), «Кончерто барокко» на муз. концерта для двух скрипок Баха (1940), «Балле эмпериаль» на муз. 2-го концерта для фп. Чайковского (1941), «Симфония до-мажор» на муз. симфонии Бизе (1948), «Блестящее аллегро» на муз. 3-го концерта для фортепиано Чайковского (1956), «Караколь» на муз. Моцарта (1952), «Эпизоды» на муз. Веберна (1959), «Квартет Брамса-Шёнберга» (1967), «Концерт для скрипки» на муз. концерта для скрипки с оркестром Стравинского (1972), «Камерная музыка No 2» на муз. Хиндемита (1978) и др.
Большое место в репертуаре «Нью-Йорк сити балле» занимают балеты Стравинского в постановках Баланчина: «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», «Игра в карты» (все — 1937), «Агон» (1957), «Жар-птица» (1949 и 1970, совм. с Дж. Роббинсом) и др. В 1972 к фестивалю Стравинского труппа показала в постановке Баланчина — «Скрипичный концерт», «Концертные танцы», в постановке Роббинса — «Фантастическое скерцо», «Дамбартон-Окс», в совместной постановке этих балетмейстеров — «Пульчинеллу» и др.
Многие балеты в репертуаре труппы одноактные. Исключение составляют работы Баланчина: «Щелкунчик» (1954); «Сон в летнюю ночь» на муз. Мендельсона (1962) и «Дон Кихот» (1965) Набокова.
Среди постановок Роббинса: «Век тревог» на муз. Бернстайна (1950), «Клетка» на муз. Стравинского (1951), «Игры» (1952), «Послеполуденный отдых фавна» (1953); «Танцы на вечеринке» на муз. Шопена (1969), «Гольдбергские вариации» на муз. Баха (1971), «Водяная мельница» Ито (1972) и др.
В «Нью-Йорк сити балле» (после 1946) работали: танцовщицы — Т. Леклерк, П. Мак-Брайд, Мария Толчиф, Джиллана, М. Хейден, Д. Адамс, П. Уайлд, В. Верди, А. Кент, С. Леланд, С. Фаррелл, М. Пол, П. Нири, К. фон Арольдинген, С. Шорер, К. Маззо, Г. Керкленд; танцовщики — Н. Магальянес, Ф. Монсион, Дж. Тарас, Дж. Роббинс, А. Эглевский, Ж. д’Амбуаз, А. Митчелл, Э. Виллелла, К. Ладлоу, А. Блюм, Х. Томассон, П. Мартине, Ж. П. Бонфу, А. Людерс.
В труппе выработалась своя исполнительская манера, которая определяется методом преподавания в Школе американского балета (где работали русские педагоги П. Н. Владимиров, А. Н. Обухов, Ф. Л. Дубровская, А. Д. Данилова) и характером репертуара.
С 1964 «Нью-Йорк сити балле» работает в помещении «Нью-Йорк стейт тиэтр», расположенном в Линкольновском центре сценических искусств. В 1962 и 1972 труппа гастролировала в СССР.
Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981